Зачем у Смольного собрались бригадиры «Метростроя»

Metrostroy_2

У здания администрации Санкт-Петербурга утром 29 ноября прошла акция протеста работников «Метростроя». Они требовали выплатить им долги по зарплате. По данным СМИ, за три года предприятие задолжало 3700 сотрудникам. Общая сумма долга составляет 527 миллионов рублей. У Смольного 29 ноября собралось всего около 50 человек. В основном — бригадиры. По словам протестующих, в среднем каждому сотруднику «Метрострой» должен от 150 до 300 тысяч рублей.

Утром 29 ноября у Смольного прошла акция протеста работников «Метростроя». Они требовали выплатить им долги по зарплате

Отметим, что это далеко не первая акция протеста работников «Метростроя». Проблемы этой компании проявились ещё во второй половине 2018 года. Сперва она и и её дочерние структуры перестали платить заработную плату рабочим и расплачиваться с подрядчиками.

25 октября 2018 года около сорока рабочих, собравшись у офиса компании «Метрострой» на Загородном проспекте, потребовали выплатить им зарплату, которую они не получали с августа того года. 26 декабря 2018 года строители петербургского метро вновь провели акцию протеста. Около 30 рабочих, отказавшись подниматься из шахты по окончанию рабочей смены, объявили голодовку, требуя выплатить им долги по зарплате. Их поддержали товарищи из следующей смены. Голодовка прекратилась через несколько часов после того, как Александр Беглов, тогда — временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга —пообещал взять ситуацию под личный контроль.

Утром 21 февраля 2019 года около десяти человек одной из дочерних компаний «Метростроя» — «СМУ-15» — собрались у здания правительства Петербурга, требуя погасить перед ними долги по зарплате за декабрь 2018 года. К протестующим приехал тогдашний генеральный директор «Метростроя» Николай Александров и пообещал им, что зарплату за декабрь все работники получат до конца следующей недели. 22 февраля рабочим «Метростроя» начали перечислять зарплату за декабрь, но не в полном объёме, а в размере около 60 процентов.

Вадим Николаевич Александров возглавлял петербургский «Метрострой» с 1993-го по 2017 год

В 2021 году «Метрострой» был признан банкротом. Администрация Санкт-Петербурга расторгла договоры с компанией, заключив их с новым юридическим лицом «Метрострой Северная столица». Более трёх тысяч сотрудников были переоформлены в новую компанию. Выплаты на новом месте были рассчитаны, исходя из заработков сотрудников на прежнем месте за девять месяцев 2021 года. При этом вопрос задолженности по зарплатам старого «Метростроя» урегулирован не был.

По данным СМИ, Комитет по развитию транспортной инфраструктуры разработал дорожную карту, в которой описан механизм и сроки выплат задолженностей перед сотрудниками. Первые транши должны были пройти до конца года. Но на встречу с протестующими из Смольного сегодня никто не вышел.

Николай Вадимович Александров возглавлял «Метрострой» с 2017-го по 2019 год

«Родина на Неве» попросила поделиться своим видением ситуации председателя профсоюза «Трудовая Евразия» Дмитрий Жвания:

— На мой взгляд, всё, что связано с деятельностью «Метростроя» за последние почти 30 лет являет собой один из примеров неудачного частно-государственного партнёрства. Фактически «Метрострой» был компанией семьи Александровых. С января 1993 года ОАО «Метрострой», то есть приватизированный «Ленметрострой», до 2017 года возглавлял Вадим Николаевич Александров — заслуженный строитель России, почётный гражданин Санкт-Петербурга, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и ордена «За заслуги перед Отечеством». В 2017-м он передал компанию своему сыну — Николаю, занимавшему доселе должность заместителя гендиректора «Метростроя» по экономике и финансам.

Председатель профсоюза «Трудовая Евразия» Дмитрий Жвания

Санкт-Петербург в лице Комитета имущественных отношений) владел 21 процентом акций «Метростроя», а ГУП «Петербургский метрополитен» — 25 процентами. Однако фактической хозяйкой компании до недавнего времени была семья Александровых. Но у Александра-младшего дела не заладились. В декабре 2019 года против него и двух его предполагаемых сообщников было возбуждено уголовное дело о присвоении или растрате 178 миллионов рублей при строительстве пятой линии петербургского метрополитена. Он сидел какое-то время в СИЗО, а сейчас, кажется, находится под домашним арестом.

Я не сомневаюсь в заслугах Александрова-старшего. Но строительство метро — всё же не возделывание винодельческого терруара и не ателье по пошиву модной одежды. Это не семейный бизнес. Это дело государственной важности. Ведь, помимо прочего, метро – это стратегический объект, который имеет оборонное значение. И вот эта вот семейственность, которая расцвела пышным цветом в России за последние десятилетия, настораживает. Куда не посмотри — у нас везде на ответственных, а заодно и хлебных должностях — кум короля сидит или сват министра. Это не нормально.

Как деятель профсоюзного движения, я считаю, что конфликт между «Метростроем» и его работниками было бы гораздо легче разрулить при участии профсоюза. Есть же профсоюз, куда входят метростроевцы. «Под эгидой профсоюза «Метростроя» ежегодно проходят туристические слёты и спартакиады, — читаю я на сайте профсоюза «Метростроя». — Подобные мероприятия сплачивают коллектив, поддерживают единство. На сегодняшний день программа турслёта чрезвычайно разнообразна и включает в себя соревнования на любой вкус — от футбола до творческого конкурса». Молодцы, конечно, но где они, деятели этого профсоюза, сейчас? Выбивать долги из компании должны не бригадиры, которые сегодня собрались у Смольного, а они — официальные доверенные лица рабочего коллектива.

Пока у нас заключение коллективных трудовых договоров с участием профсоюзов не войдёт в порядок вещей, мы будем получать трудовые конфликты, как в «Метрострое». Я не поклонник всего западного. Однако опыт рабочей борьбы на Западе меня вдохновляет. Одной из ценностей Западной Европы — я говорю о её настоящих ценностях, а не о тех, что навязываются сейчас под видом толерантности — является мощное профсоюзное движение. Я несколько раз был свидетелем всеобщих забастовок во Франции и Италии. И всегда требования работников выражали профсоюзы. Работодатель, зная, что за его деятельностью следят профсоюзы, не будет доводить дело до образования многомесячных долгов по зарплате. Чтобы этого избежать, он лучше что-нибудь продаст из своей собственности: загородный дом или элитное жильё, например. Просто из чувства самосохранения. Иначе можно въехать на предприятие на кадиллаке, а выехать — на тачке с дурацким колпаком на голове.

Властям пора навести порядок в области строительства метро в Санкт-Петербурге. Наш город не станет современной агломерацией, пока метро не будет проведено во все его районы и ближайшие города Ленинградской области. Как это технически осуществить — пусть решают специалисты, ориентируясь в том числе на европейский опыт. Пока же из-за неразберихи в «Метрострое» страдают не только его работники, но и все горожане.

Вам будет интересно