Юбилей балетмейстера: поздравление Путина и обидный перформанс

IMG_6589

Хореограф Борис Эйфман в четверг отметил свое 75-летие. С юбилеем худрука Санкт-Петербургского государственного академического театра балета поздравили и губернатор города, и даже президент, охарактеризовав его как одного из самых ярких театральных деятелей страны, получивших мировое признание. А вот градозащитники преподнесли юбиляру специфический подарок в виде обидного перформанса и осколков исторического здания — дома Басевича. Его могут снести ради строительства комплекса апартаментов для артистов и спального комплекса для учащихся Академии танца Бориса Эйфмана.

Столетний Дом Басевича находится в удручающем состоянии

На сайте Кремля опубликовано поздравление от имени президента Владимира Путина в адрес Бориса Эйфмана, где написано, что балетмейстер «воплотил яркий самобытный талант, дух новаторства и верность лучшим традициям хореографической школы в десятках замечательных постановок, получивших высокую оценку публики и коллег». Особо отмечен вклад в развитие современной российской культуры, её популяризацию за рубежом. В Петербурге юбиляра поздравили и губернатор Петербурга Александр Беглов, и глава городского парламента Вячеслав Макаров. А вот градозащитники отказываются принимать созидательную сторону Эйфмана, обвиняя его в намерении разрушить столетнее здание в исторической части города в своих интересах.

«Родина на Неве» ранее неоднократно писала о доме Басевича на Большой Пушкарской. Здание, построенное в стиле модерн в 1912 году, находится в плачевном состоянии, более того, вместо реставрации оно регулярно подвергается набегам вандалов и поджогам. Есть мнение, что его специально доводят до разрушения. Власти решили, что дом будет снесён, останется лишь часть фасада, а на его месте возведут здания для нужд академии Эйфмана. Градозащитники требуют восстановить дом Басевича полностью и вернуться к идее его передачи под нужды программы «Молодёжи — доступное жильё».

Изображение дома Басевича в его нынешнем виде в рамках акции нанесли на бетон
Персонаж в балетной пачке покусился на уничтожение старинного здания
Наглядные перспективы дома Басевича представил автор перформанса

Активисты регулярно проводят пикеты в защиту здания, информационные и протестные акции, пишут письма во все инстанции и обращаются к общественности. Во взаимодействии с парламентским корпусом недавно было направлено письмо в адрес губернатора Александра Беглова с требованием изъять дом Басевича у академии танца Бориса Эйфмана (здание находится в оперативном управлении академии) за ненадлежащее содержание и недостаточный контроль за объектом. Причиной стала новая серия пожаров в здании, подозрительно похожих на поджоги. В Смольном ожидаемо написали отказ без объяснения причин, сопроводив ответ комментарием, что «принимаются меры по обеспечению противопожарной безопасности».

Инициировать общественные обсуждения «проекта реконструкции» дома Басевича власти тоже отказались. Администрация Петроградского района сослалась на противоэпидемические меры: «В условиях ухудшающейся эпидемиологической обстановки в Санкт-Петербурге администрация считает нецелесообразным проведение каких-либо общественных обсуждений в формате, требующем личного присутствия граждан». Активисты отреагировали намерением провести собственное обсуждение. По этому поводу 18 августа пройдёт народный сход: «Все, что в наших силах, для того, чтобы спасти здания, вырвать из лап геростратов от искусства, мы сделаем!».

В юбилей Эйфмана активисты решили выразить своё отношение к ситуации оригинальным подарком: хореографу презентовали осколки дома Басевича, «разрушения которого добивается балетмейстер». Их принесли к дверям академии танца. Поздравлению юбиляра предшествовал перформанс. Изображение дома Басевича, выполненное на бетонной стене с помощью технологии цифровой фрески, на мелкие осколки кувалдой разбил человек в маске старика и символической балетной пачке. Именно эти осколки и стали подарком на юбилей Эйфману. Автором акции стал Олег Лукьянов, известный петербуржцам по «портрету Бродского». Целью мероприятия он обозначил необходимость привлечь внимание городских властей к утрачиваемым объектам архитектуры нашего города.

Как рассказали «Родине на Неве» инициаторы акции, вручить непосредственно «подарок» Борису Эйфману не удалось — охрана у дверей академии отказалась передавать коробку с обломками имитации дома Басевича. Но активисты «подарок» сохранили, в расчёте, что, возможно, позднее посылка достигнет адресата. Также они прокомментировали своё отношение к персоне Эйфмана, о заслугах которого так много говорилось в день юбилея хореографа: «Заслуги заслугами, но что нам его заслуги, если он снёс один памятник архитектуры, а сейчас снесёт другой памятник архитектуры, застроит сквер… Как он танцует — совершенно без разницы».

Доходный дом И.И. Басевича построил в стиле модерн архитектор А.И. Заозерский при участии владельца дома. Это большое красивое пятиэтажное здание с арками, балконами-террасами и эркерами, украшенное окнами разной формы, фактурной штукатуркой, витражами. В перечне объектов культурного наследия дом не зафиксирован. В 1917 году в доме организовали коммуналки, в 80-х планировался капитальный ремонт, и хотя людей расселили, ремонт так и не сделали.

У дома был шанс на восстановление, состояние здания вполне позволяло качественно его отремонтировать. В 2014-м году дом передали на баланс программы «Молодёжи — доступное жильё», после капремонта и перепланировки здесь могли бы поселиться молодые семьи. Однако этот план не осуществился. Дом первоначально даже не был законсервирован, и постепенно разрушался. Помимо этого он много раз горел.

Дом Басевича регулярно горит

На текущий момент запланировано строительство на месте дома Басевича и коррекционного детского сада №93 (переведённого в другое место) комплекса апартаментов для артистов и спального комплекса для учащихся Академии танца Бориса Эйфмана. Передать дом академии Эйфмана решил еще предыдущий глава города Георгий Полтавченко. В соответствии с проектом, здание, в том числе дворовые корпуса, снесут. Всё, что сохранится, это пять этажей лицевого фасада. В КГИОП считают такое решение компромиссным, так как оно даёт возможность «сохранить историческую часть здания и реконструировать объект, вдохнув в него новую функцию». В академии неоднократно говорили, что на сносе не настаивают, считая, что решение должны принимать специалисты – архитекторы, проектировщики и строители, а не артисты.

Собеседники «Родины на Неве» не раз указывали на необходимость сохранения исторических зданий в Петербурге, городе, внесённом в список всемирного наследия ЮНЕСКО. «Надо стремиться к сохранению зданий. Это стоит дорого, но если мы не будем этим заниматься, то через несколько десятилетий мы просто не узнаем свой город, — говорил историк Дмитрий Рущин. — Здания надо беречь, если мы любим и уважаем свой город, и хотим сохранить его прекрасный внешний вид для следующих поколений».

Юлия Медведева

Ранее по теме:

Дом Басевича умирает в огне

От столетнего Дома Басевича может остаться лишь фасад

В Петербурге пикетами пытаются спасти исторические здания

Поделиться ссылкой: