Январские протесты в Казахстане: экспертный взгляд

y7mkXZdht30

Начало 2022 года в Казахстане сопровождается непрекращающимися протестными акциями, уже оказавшими влияние на политическую ситуацию в стране. Возникшие второго января волнения за несколько дней привели к серьёзной дестабилизации ситуации, отставке правительства, введению режима чрезвычайного положения. В страну направлены коллективные миротворческие силы стран-участниц ОДКБ, российские в том числе. Эксперты по-разному оценивают причины и потенциал протеста, а также необходимый уровень участия России в урегулировании процесса.

Последствия беспорядков в Алма-Ате. Фото: tass.ru

Массовые акции и столкновения:

Второго января на юго-западе Казахстана, в городе Жанаозен, начались митинги против двукратного повышения цен (с нового года цены выросли с 60 до 120 тенге за литр) на сжиженный газ. Позднее они переросли в протесты по всей стране. Протестующие выдвигали политические и экономические требования, в том числе требовали отставки правительства и повышения благосостояния населения. Последовавшие за этим обещания властей снизить цены на газ протестующих уже не удовлетворяли.

В Алма-Ате четвёртого и пятого января имели место массовые беспорядки, произошли столкновения протестующих с силовиками — есть пострадавшие как среди полицейских, так и среди гражданских лиц. Примечательно, что были населённые пункты, где полиция отказалась от противостояния народу. Из последующих событий — захват и поджог протестующими здания администрации в Алма-Ате, захват здания областной администрации в Актобе, захват, а позднее освобождение аэропорта Алма-Аты.

Пятого числа президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял отставку правительства. В стране ввели чрезвычайное положение до 19 января. Шестого января Совет коллективной безопасности ОДКБ, куда входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, принял решение направить в Казахстан миротворческие силы для охраны важных государственных и военных объектов. От Российской Федерации в состав Коллективных миротворческих сил ОДКБ вошли подразделения и воинские части Воздушно-десантных войск.

Взгляд на ситуацию:

Известно, что в результате протестов в Казахстане пострадали более тысячи человек. МИД РФ оценивает происходящее в Казахстане как «деградацию внутриполитического состояния» и называет события «инспирированной извне попыткой насильственным путем, с использованием подготовленных и организованных вооруженных формирований, подорвать безопасность и целостность государства».

Уроком для российских властей называет события в Казахстане председатель партии «Справедливая Россия — Патриоты — За Правду» Сергей Миронов. С его точки зрения, в основе цветных революций лежат антисоциальные меры, которые разрушают доверие народа к власти.

«Можно сколь угодно рассуждать о вмешательстве извне применительно к тому, что происходит сейчас у наших южных соседей, но это не отменяет того факта, что власти Казахстана сами создали социально негативные поводы для народного недовольства. Толчком для выступлений послужил резкий рост стоимости сжиженного газа, после того как государство отказалось от регулирования цен и перешло к реализации сжиженного газа на электронных торговых площадках, — пишет в своём телеграмм-канале Миронов.

—  Налицо «суперрыночная» мера, принятая без учёта последствий, прежде всего, для населения. Как это похоже на наших доморощенных либералов, которые с неизменным воодушевлением хвастают, что приняли очередное «непопулярное решение». А оно в итоге снова наносит удар и по гражданам, и по бизнесу, и в конечном итоге по социально-политической стабильности в стране. Не надо играть с огнём и своими промахами давать шанс заклятым «друзьям» — это всегда плохо заканчивается».

Один из самых медиаактивных петербургских политиков, депутат петербургского Законодательного собрания от партии «Яблоко» Борис Вишневский в соцсетях делится свои взглядом на проблему, в частности, комментирует воззвание президента Казахстана о помощи к государствам-союзникам:

«Президент Казахстана попросил прислать в страну иностранные войска (в первую очередь, видимо, российские) для предотвращения «террористической угрозы», каковой он считает  выступления граждан против власти. Тот, кто призывает интервентов на помощь, чтобы сохранить свою власть, может на какое-то время подавить недовольство народа. Но в истории своей страны он гарантированно останется трусом и предателем. И, как правило, очень печально закончит». Позднее Вишневский резко раскритиковал решение ОДКБ направить в Казахстан миротворческий контингент, называя этот шаг преступлением.

Кризис многовекторной внешней политики

Главный научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, доктор политических наук Андрей Казанцев дал свой прогноз развития ситуации по Казахстану:

«Прибытие войск ОДКБ заставит часть бюрократии, в том числе, силовой, растерявшейся в новогодний кризис и в ситуации двоевластия, и не очень поддерживавшей Токаева, поменять свою позицию. Власть в лице президента, как и он сказал, не падёт.

В каком-то смысле что-то типа фундаментальных политических изменений произошло-таки, Назарбаев ушёл. Хотя кто-то из его ближайшего окружения может и попытаться переиграть ситуацию, если Токаев наделает ошибок. См. следующий пункт. Назарбаев, увы, больше не Дэн Сяопин и не Ли Куан Ю. А ведь заслуги его реальны! Он долго сохранял стабильность, поднял ВВП страны до второго в СНГ уровня, причём нефтяная отрасль ведь не унаследована, а создана почти с нуля. Но в истории останется новогодний кризис и его причины, а не только его многочисленные заслуги. Теперь полнота власти у Токаева.

Прибытие войск ОДКБ и более жёсткие действия властей заморозят революционную ситуацию. Казахстан большой, и зима холодная, энергия протеста уйдёт под землю со временем. Но Токаев разумный человек и, думаю, он понимает, что нужно убирать глубинные причины событий и, полагаю, он какие-то реформы, например, социально-экономические продолжит, также, видимо, нужна большая, чем раньше, социальная ориентация государства. Иначе растущая энергия казахской молодёжи не сможет найти выхода. Звонков ведь и раньше было много: Жанаозень, земельные волнения, деятельность террористических групп исламистских радикалов.

В Казахстане, как и ранее в Беларуси и Армении, начался кризис многовекторной внешней политики. Не знаю, как казахстанские власти из него выйдут. География сейчас против многовекторности, как минимум. Всё-таки теперь казахские власти многим будут обязаны именно ОДКБ и руководству России.

Я много говорил про назревающий кризис в Большой Центральной Азии. Теперь этот кризис стал реальностью. Казахстан долгое время был образцовой страной региона и, возможно, если бы не коронакризис, ничего бы не случилось. Но случилось — и теперь риски в регионе возросли на порядок. Даже в Узбекистане, где все идёт на подъем, благодаря реформам Мирзиеева, возможно, характер реформ несколько изменят».  

Кризис, открывающий окно возможностей

Историк и публицист Егор Холмогоров на своём канале в Дзене рассуждает о том, как России стоит реагировать на происходящее в Казахстане. Приводим выдержки из его статьи:

«Как реагировать России? Прежде всего напомню аксиому: суверенность постсоветских политических образований не имеет никакой ценности для России и русской нации, а их государственность носит транзитный характер. То есть нам не нужно любой ценой спасать единство и «недоторканность кордонов» современного Казахстана. Нам необходимо обеспечивать русские геополитические и этнополитические интересы.

<…> Нет смысла за счёт русских интересов поддерживать русофобский режим Назарбаева или Токаева, так как именно они главные дерусификаторы, а им на смену придет не западническая легитимность, а хаос. Укрепленный «суверенный Казахстан» — это русофобский котел из которого лезет не только ABYRVALG латинизации. Вспомним недавние бандитские «языковые патрули, терроризировавшие русских. Геополитические фантазии «истинных казахов» чрезвычайно масштабны — тут и «Оринбыр» (Оренбург) и «Омби» (Омск) и прочие якобы «ставки казахских ханов, украденные русскими». То есть дальнейшее развитие казахского национализма было бы чрезвычайно опасно для России.

<…> Внезапный глубокий кризис казахской государственности — это уникальный шанс для России хотя бы отчасти поправить своё положение на этом направлении.

В случае разрастания кризиса на Север попросту вводятся даже прежде всего не армия, а российские внутренние войска и провозглашается зона безопасности. Кто у вас там будет в итоге главной бабушкой, нас вроде бы не интересует, но мы не допустим стратегической угрозы себе и гарантируем русское население. В Казахстан направляются довольно многочисленные и рассеянные по всей России кадры силовиков и администраторов, которые там родились, выросли и знают тамошнюю специфику.

Никаких выводов о казахстанском суверенитете публично не провозглашается — мы просто защищаем себя и своё пограничье: наладите нормальный политический процесс — поговорим. Стараемся добиться хотя бы частичного признания такого положения: «Россия защищает, так всем лучше» (всем и вправду так лучше). Такая ситуация может длиться десятилетиями, хотя, скорее всего, десятилетий не понадобится.

Напротив, категорически не следует вводить в Казахстан войска России или ОДКБ, чтобы спасать существующую казахскую государственность и постназарбаевский режим. А на это, несомненно, сейчас будут намекать особенно хитрые представители казахских элит: «Пущай русские стреляют в мамбетов и собирают их ненависть, а мы постоим в стороне, а потом скажем, что во всём виноваты русские оккупанты».

Россия должна задействовать свою силу только в собственных интересах и никак не для пролонгации существования дерусификаторского режима. Можно сыграть на противоречиях казахских «северян» и «южан», предоставив первым российский протекторат, но ни в коем случае нельзя русской кровью поддерживать единство антирусского государства.

<…> Казахстан выпрыгнул из болота постсоветской невыгодной России стабильности и несдвигаемого статус-кво. Появилось окно возможностей. Упустить его мы не имеем права».

«Надо прекратить смотреть на страны постсоветского пространства как на вчерашних братьев»

Политолог и публицист Юрий Светов в общении с «Родиной на Неве» высказал мнение, каким должен быть уровень участия России в сложившейся в Казахстане ситуации:

«Реакция России на события в Казахстане должна быть двух уровней. Один уровень — это публичный, то есть призывы к тому, чтобы там всё закончилось миром. Участие по линии Организации договора коллективной безопасности, включая направление туда российских войск в составе миротворческого контингента. Было сделано обращение казахским лидером к руководителю организации Николе Пашиняну, премьер-министру Армении. Тот это решение принял, и это сделано. Заметим, что Казахстан одновременно сообщил о том, что приглашены и миротворцы организации ОБСЕ, и те ответили, что понимают это право, но будут следить за тем, чтобы войска занимались охраной объектов, а не подавлением митингов.

Второй пласт непубличный, но через который надо действовать. Это, в первую очередь, через казахстанскую диаспору (у нас в стране живёт около миллиона казахов по разным оценкам), второе — это бизнес. Если мы посмотрим состояние торгового баланса Казахстана, то чуть ли не 20 процентов их экспорта идёт в Россию, плюс Россия обеспечивает мощные поставки разного рода товаров в Казахстан. Третье — разговор со странами, которые могут повлиять на ситуацию: Турция, которая давно работает в Казахстане в рамках своей концепции единого тюркского мира. Видимо, будет предупреждение Турции, чтобы она не думала, что может залезть в Казахстан так, как она влезла в Карабах, поддерживая Азербайджан. И, наконец, взаимодействие с Китаем, у которого мощные экономические связи с Казахстаном, есть интересы разного рода.

Многие вещи мы проспали в Казахстане, как и в других странах, потому что у нас во всех странах бывшего Советского Союза работают не настоящие послы и посольства — мы посылаем туда бог весть кого. Вспомните Украину: кто у нас там был послами, в результате чего мы получили Майдан — Черномырдин, который чем только не занимался, но не дипломатической деятельностью, потом Зурабов… Чем занимаются американцы? Фактически американское посольство в этих странах руководит политической жизнью там. Где было наше посольство в Казахстане, они не чувствовали, что там потряхивает, не могли посоветовать казахским властям первого января не повышать в два с лишним раза цену на топливо? Когда нет нормальной дипломатической работы, получаем такой результат.

Нужно прекратить смотреть на эти государства как на наших вчерашних братьев, друзей. Всё — это независимые государства, и отношения надо с ними выстраивать как с таковыми: хочешь — плати, не платишь — не получишь. Вот о чём должна идти речь. И, конечно, надо мониторить ситуацию там».

Юлия Медведева

Вам будет интересно