Янтарную комнату отсканировали по полной программе

Yantar2

В Царскосельском музее-заповеднике представили новый вариант Янтарной комнаты Екатерининского дворца. Речь идёт о VR-версии, то есть о точной интерактивной копии уникального интерьера. Великолепием теперь можно насладиться в деталях и нюансах вне стен императорской резиденции.

Сфотографировать такой интерьер без бликов и отсветов — задача не из простых

Итак, с помощью специального оборудования интерьер Янтарной комнаты можно рассмотреть в мельчайших подробностях, максимально приблизив/увеличив изображение любого фрагмента отделки и представленных в зале предметов мебели и декоративно-прикладного искусства.

То есть в виртуальном пространстве всё это реально «потрогать руками», рассмотреть чуть ли не «под микроскопом», плюс получить информацию по истории комнаты, технике исполнения и материалах, из которых изготовлены различные её детали.

Кстати

Разработчиком VR-версии Янтарной комнаты выступила московская компания Stereoforma, которая занималась этим делом в течение года. Отмечается, что «уникальность проекта заключается в сложности сохранения рисунка янтаря с учётом отражающих свойств камня». Профинансировало работу ПАО «Газпром».

Одна из панелей Янтарного кабинета с вставкой мозаичной картины

Специалисты подчёркивают, что трёхмерное сканирование интерьера, на 70 процентов состоящего из отражающих, блестящих и прозрачных поверхностей (полированный и местами почти прозрачный янтарь, многочисленные зеркала, позолоченная деревянная резьба), доставило им массу проблем.

«Был использован совмещённый подход для сохранения уникального рисунка янтаря и фотореалистичности объекта — фотограмметрическое сканирование с последующим ручным скульптингом объектов», — говорится в информационном сообщении Царскосельского музея-заповедника.

То есть в какой-то степени IT-специалисты прошли тем же путём, что и реставраторы, — детально и кропотливо «возились» в 3D-формате с каждой завитушкой интерьера Янтарной комнаты. Утверждается, что на данный момент по степени детализации представленная VR-версия не имеет аналогов в мире, превосходя по этому параметру все музейные виртуальные проекты.

Нептун с трезубцем — одна из многочисленных «завитушек» Янтарной комнаты

Кстати

В 2019 году Google Arts & Culture была представлена цифровую модель Версальского дворца. VR-тур по бывшей резиденции французских королей охватывает 21 комнату, 100 картин, скульптур, других произведений искусства и прилегающий парк. Для создания трёхмерной модели тоже была использована фотограмметрия (определение характеристик объекта по изображениям). Понадобилось сделать 132 тысячи снимков с помощью камер и дронов, текстурировать 15 миллиардов пикселей и обработать четыре терабайта данных.

Музейщики и разработчики VR-версии Янтарной комнаты на её представлении подчёркивали, что она даёт возможность жителям регионов России и других стран, которые не могут по тем или иным причинам приехать в Царское Село, увидеть уникальное произведение искусства во всех подробностях.

«Подступиться» к новой версии Янтарной комнаты можно в специальном шлеме

В ближайшие недели при поддержке Министерства культуры РФ в составе выставки «Пётр I. Начало янтарного пути» шлемы виртуальной реальности, оснащённые контентом проекта, отправятся в Калининград, а затем в Воронеж, Псков и другие города России.

В перспективе планируется сделать VR-версию Янтарной комнаты доступной по всему миру, подключать пользователей, находящихся в разных точках планеты, к единому виртуальному пространству и проводить онлайн-экскурсии.

Для справки:

В Царском Селе на средства Газпрома воссоздан интерьер Лионского зала и завершены реставрационные работы в церкви Воскресения Христова Екатерининского дворца. В Ораниенбауме (ГМЗ «Петергоф») приведены в порядок 12 из 17 интерьеров Китайского дворца.

Интерьер церкви Воскресения Христова в Екатерининском дворце Царского Села

Янтарный кабинет в 1717 году получил в подарок от прусского короля Фридриха Вильгельма I (отца Фридриха II Великого) Петр I. Первоначально панели находились в петербургском Зимнем дворце. При императрице Елизавете Петровне их доставили в Царское Село. Предназначенное для кабинета помещение в Екатерининском дворце существенно больше по площади и высоте потолка, чем предполагавшееся при изготовлении панелей. Поэтому Бартоломео Франческо Растрелли ввёл в отделку зала золочёную деревянную резьбу, зеркала-пилястры, мозаичные картины и таким образом сумел создать из сравнительно небольшого сплошь в янтарных панелях кабинета просторную и очень торжественную комнату — жемчужину Золотой анфилады Екатерининского дворца.  

Фрагмент интерьера Янтарной комнаты на дореволюционной фотографии

Судьба Янтарной комнаты, похищенной оккупантами в период Великой Отечественной войны, остаётся тайной и поныне. В 1979 году Совет министров РСФСР принял постановление о воссоздании шедевра. Работы, которые вели специалисты Царскосельской янтарной мастерской, длились более 20 лет. 31 мая 2003 года к 300-летию Санкт-Петербурга интерьер, возрождённый в полном объёме из добытого в Калининградской области сырья, был представлен первым посетителям. В финансировании восстановления Янтарной комнаты участвовала и немецкая компания Ruhrgas.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы с сайта ГМЗ «Царское Село»

Вам будет интересно