«Шекспира подружили с Хемингуэем» – так отозвался ТАСС на постановку режиссёра Александра Петрова оперы Гектора Берлиоза «Беатриче и Бенедикт» в Большом театре. Мэтр российского театра действительно перенёс действие оперы из XV века в начало XX, в воинский пансионат, где проходят реабилитацию итальянские бойцы, раненные на фронтах Первой мировой.

«Ожесточение, обожжённость души и возникающий цинизм заставляют совершенно по-другому воспринимать мирную жизнь, её ценности и её мистификации. Шекспир помещает действие пьесы в сицилийский город Мессина. А во время Первой мировой войны, в бухте Ионического моря, у Мессины, итальянцы победили австрийцев. Я почувствовал, что нам для спектакля нужна именно та война – Первая мировая, более близкая и знакомая, а потому острее воздействующая. Из этой цепочки идей и возникла концепция переноса событий во времени – в пансионат, где восстанавливаются и отдыхают от кровопролития раненые солдаты. Место действия – боскетный сад из стриженых кустов, таинственный лабиринт для плетения интриги», – раскрыл свой замысел сам режиссёр.
Гектор Берлиоз написал оперу «Беатриче и Бенедикт» и либретто к ней по комедии Уильяма Шекспира «Много шуму из ничего». «Из сложной интриги пьесы Шекспира композитор заимствовал лишь встречу-столкновение двух упрямцев — Беатриче и Бенедикта, которых, каждого порознь, друзья убеждают, что он любим другим. В музыке господствует лирика. Берлиоз, опираясь на традиции старой комической оперы, создал произведение, в котором очень сильно романтическое начало, особенно ярко выступающее в дуэте-ноктюрне Геро и её наперсницы Урсулы. Больше комедийных красок в партии Беатриче, но и здесь проявляется лирическая стихия. Гротескная эпиталама, прославляющая счастье брака, выдержана в духе мадригалов XVI в.», – рассказывает советский музыковед Абрам Гозенпуд.
Премьера оперы прошла 9 августа 1862 года в Баден-Бадене под управлением автора. Парижская премьера состоялась в Императорской академии музыки 4 ноября 1863 года. Считается, что на родине композитора, во Франции, оперу не оценили. «Опера время от времени появляется на афишах лучших театров и фестивалей планеты, даря музыкантам возможность для наслаждения, а режиссерам – простор для фантазии, дабы компенсировать драматургическую угловатость рассказываемой истории», – оповещает нас музыкальный критик Мария Балабова. 20 июля 2023 года в Большой театр России заслуженный русский мастер Александр Петров представил свою версию «Беатриче и Бенедикт».
В России никогда прежде не ставили до этого эту оперу не ставили, хотя Гектор Берлиоз неоднократно бывал в нашей стране и пользовался у нас успехом. По мнению режиссёра Александра Петрова, объясняется это необычной структурой оперы – в ней, помимо арий, много прозаических диалогов, как в драматическом спектакле. «Этот жанр для наших оперных театров абсолютно неподъёмный, – говорит Петров. – Люди не обучены другой специальности: нужно уметь говорить <…> Эта история труппам [оперных театров] как бы не по зубам, и не по зубам труппам опереточным, потому что это колоссальный вокал, сложнейший, тесситурный и просто фигурный». И всё же в год 220-летия Берлиоза Большой театр рискнул.
«Александр Петров предлагает спектакль в стиле “вторичного постмодернизма”. По сегодняшней театральной моде действие должно развиваться по принципу “снимается кино”, “театра в театре” или в каком-нибудь медучреждении. Режиссёр отправляет солдат, вернувшихся с фронта не только с победой, но и с ранами, в пансионат под открытым небом (волей сценографа все действие происходит на лужайке какого-то парка). Там и разворачивается удачная, что редко случается в операх, любовная история главных героев, которую окружающие называют “иронической войной”», – продолжает всё та же Балабова, которая познакомилась с работой Петрова в Большом.
«Если Берлиоз вдохновлялся Шекспиром, то Петров – Хемингуэем, который в 1918 году воевал на итальянском фронте. Так роман “Прощай, оружие!” повлиял и на концепцию, и на эстетику спектакля: большая часть постановки разворачивается в декорациях госпиталя, где Беатриче предстаёт в образе медсестры, которая ухаживает за Бенедиктом», – сообщает обозреватель ТАСС Дарья Шаталова.
«Идея так и осталась на бумаге: два гения, как одноименные заряды, союза не обрели. А повествование, предложенное авторами постановки, оказалось на редкость линейным. Режиссёр будто боится быть непонятым или дать хоть какой-то простор для размышления», – выносит вердикт Мария Балабова.
Так или иначе, Александр Петров совершенно прав, утверждая, что сюжет романа «Прощай, оружие» сегодня для нас гораздо ближе, а значит и понятней, чем сицилийские страсти конца XV века. С историями, подобными той, что пережили Фредерик Генри и Кэтрин Баркли, мы можем познакомиться в реальной жизни. Разве нет? Было бы желание.
«Именно в этой среде госпиталя, в которой, конечно, есть параллели с Хемингуэем, возникло огромное количество проявлений человеческой как бы и скандальности, и тепла, и нежности, и каких-то удивительных вещей, которых было бы трудно добиться в париках и камзолах», – объясняет своё решение режиссёр.
Что у него получилось?
Чтобы составить мнение, 19 октября надо прийти в Мариинский театр, на сцене которого проходят гастроли Большого театра.
19 октября постановка Александра Петрова оперы «Беатриче и Бенедикт» будет представлена дважды. Начало спектаклей в 13 и 19 часов. Спектакль пройдёт на новой сцене.
Подготовил Дмитрий Жвания