Перейти к содержимому
Главная страница Выборг и Приозерск: соседи едут в разных направлениях

Выборг и Приозерск: соседи едут в разных направлениях

Экономическое развитие двух северных районов Ленинградской области, расположенных на Карельском перешейке, происходит в разных направлениях, несмотря на природное сходство. Правда, об ударных темпах говорить не приходится.

В одном флаконе

На первый взгляд исходные данные для развития экономики Выборгского и Приозерского районов Ленобласти выглядят почти идентичными. И там, и там имеется крупная автотрасса федерального значения (А-181 «Скандинавия» и А-121 «Сортавала»), то есть значителен транспортный транзит. Природные и климатические условия точно совпадают, а значит, и сельское хозяйство имеет равные возможности для развития.

Набор полезных ископаемых – один и тот же, в основном это залежи природного камня – гранита – активно используемого в строительстве. В обоих районах есть побережье: Финский залив и Ладожское озеро, значительные территории занимают хвойные леса, имеется множество рек и озёр, ландшафты красивы и оригинальны. Получается, что обе территории привлекательны для дачников и туристов, а также интересны для промышленности, связанной с переработкой древесины и целлюлозы.

И все эти отрасли экономики действительно в Выборгском и Приозерском районах представлены и с переменным успехом развиваются. Минувший 2020-й из-за пандемии коронавируса особенно «выдвинул» Карельский перешеек по спросу на загородную недвижимость, которая, впрочем, тут всегда ценилась. Теперь же количество желающих приобрести дома для постоянного проживания увеличилось год к году почти на 43 процента.

Выборгский район отличился предложением самого дорогого поместья с домом площадью 970 метров квадратных на земельном участке в 83 сотки общей стоимостью свыше миллиарда рублей. Но Приозерский в этом деле почти не отстаёт – тут имеются похожие по размеру и цене усадьбы.

На этом сходство двух районов, пожалуй, заканчивается, и начинаются всевозможные различия.

В противофазе

Автотрасса «Скандинавия», ведущая из Санкт-Петербурга к пунктам пропуска на границе с Финляндией, действует со времён Советского Союза. То есть поток в обе стороны туристов и грузов исторически «завязан» на Выборгский район Ленобласти, которому достаются все соответствующие преференции, в том числе и от приграничной торговли.

Но совокупный экспорт товаров из Финляндии в Россию только за период с января по август прошлого года сократился из-за пандемии на 22,6% к аналогичному периоду 2019-го, составив 1,9 миллиарда евро. При этом импорт товаров из России в Финляндию за это же время сократился на 37,2 процента 3,8 миллиарда евро.

В то время как товарооборот только между Санкт-Петербургом и Финляндией за 9 месяцев 2019 года к аналогичному периоду 2018-го увеличился почти на треть. Как быстро будет происходить восстановление объёмов неизвестно – зависит от ситуации с пандемией и других факторов, включая направленные против России экономические санкции.

Автотрасса «Сортавала», пересекающая Приозерский район и ведущая из Санкт-Петербурга в Карелию – к Ладожским шхерам и далее, ещё недавно имела на территории Ленобласти 22 километра грунтового покрытия. Сейчас все 153 километра дороги в границах 47-го региона России приведены в нормативное состояние, а за его пределами работы ещё далеко не закончены. При этом пропускной пункт на границе с Финляндией в 50 километрах от Приозерска, на территории Карелии, ещё только планируют открыть в 2024 году.

То есть пока что эта автотрасса по большому счёту никак не способствует международному трафику через Приозерский район, она «завязана» на транспортные потоки внутри российских границ.

Уже на примере этих двух логистических артерий видно, что экономика Выборгского района Ленобласти в значительной степени ориентирована на экспорт, а Приозерского – на внутреннее потребление. И это действительно так.

Выборгское окно в Европу

Основу экономики Выборгского района Ленобласти составляют транспортные узлы (порты в Высоцке, Приморске и собственно Выборге, газопровод «Северный поток) и промышленные предприятия химической, деревообрабатывающей и кораблестроительной отраслей. Примерно половина объёма производства приходится на обрабатывающий сектор, в котором ещё по итогам 2019-го превалировали целлюлоза и бумага (70 процентов).

Данных по итогам 2020-го пока не опубликовано, но можно предположить, что из-за ситуации с банкротством Выборгского ЦБК (так его привыкли называть с советских времён, хотя предприятие уже не раз переименовывалось) показатель изменится. Здесь производят картон-топлайнер (можно выдавать 144 тысячи тонн в год), древесные топливные пеллеты (миллион тонн в год), лигносульфонат и кормовые дрожжи.

Среди возможных новых собственников предприятия называют структуры миллиардера Владимира Евтушенкова. Его холдинг Segezha Group является крупнейшим лесопользователем в Европейской части России (площадь арендованного лесфонда составляет 7,4 миллиона гектаров), он включает ряд крупных предприятий отрасли, в том числе целлюлозно-бумажные комбинаты в Карелии и Волгоградской области, а также Вятский и Галичский фанерные комбинаты.

Выборгский судостроительный завод, входящий в Объединённую судостроительную корпорацию, в середине минувшего года было решено докапитализировать на три миллиарда рублей, чтобы погасить часть долгов по кредитам, образовавшихся в предыдущие годы. Речь шла о дополнительной эмиссии в объёме 785,9 тысячи акций. Всего же на погашение задолженности ВСЗ нужно не менее 6 миллиардов рублей. Проблема касается многих верфей, которые перешли к ОСК от частных собственников со старыми долгами. Приходится платить проценты по кредитам, без которых не обойтись. Выручка ВСЗ за 2019 год составила 5 миллиардов рублей, что на три миллиарда меньше, чем в 2018-м. Убыток вырос за 12 месяцев с 545 миллионов рублей до 1,7 миллиарда.

О работе морских портов, расположенных в Выборгском районе Ленобласти, «Родина на Неве» подробно рассказывала месяц назад, поэтому напомним лишь несколько фактов.

Грузооборот Выборгского порта за январь-ноябрь 2020-го составил 609,7 тысячи тонн, что на 46% меньше, чем за тот же период прошлого года. При этом в 2019-м грузооборот порта снизился на 37%, то есть до 1,21 миллиона тонн. Перевалка навалочных грузов, прежде всего, угля и кокса снижается, а наливных химических продуктов растёт. Поэтому гавань «перестраивается» в этом направлении.

Грузооборот порта в Высоцке за 11 месяцев 2020-го снизился к тому же периоду 2019-го на 7%, составив 16,7 миллиона тонн. Здесь, наоборот, растёт отгрузка угля (на 4%), но падают объёмы наливных продуктов (на 12%). При этом рост на 39% показала перевалка сжиженного природного газа (462 тысячи тонн). По итогам 2019-го грузооборот вырос на 3% и составил 19,4 миллиона тонн.

Планы развития порта предполагают строительство за 13 миллиардов рублей специализированного зернового терминала на 4 миллиона тонн в год с производством пшеничного глютена, нативного крахмала, глюкозно-фруктозного сиропа и кормовых добавок в объёме 200 тысяч тонн в год. Предполагается запустить к 2024 году терминал по производству метанола мощностью 1,7 миллиона тонн в год. Инвестиции в проект – 88 миллиардов рублей. К 2023 году может появиться и сухогрузный перевалочный комплекс за 25 миллиардов рублей. Первый этап проекта предполагает запуск линии погрузки мощностью до 7 миллионов тонн в год уже в 2021-м.

Грузооборот порта в Приморске за 11 месяцев 2020 года снизился на 19% к аналогичному периоду 2019-го и составил 45 миллионов тонн. Перевалка светлых нефтепродуктов растёт (на 19% до 14,6 миллиона тонн), а сырой нефти падает (снизился на 30% до 31 миллиона тонн). По итогам 2019-го грузооборот порта составил 61 миллион тонн, что на 14% превысило показатель 2018 года.

Здесь намечено строительство универсального перегрузочного комплекса, который сможет переваливать до 70 миллионов тонн груза (20 миллионов тонн угля, 3 миллиона контейнеров, 5 миллионов тонн минеральных удобрений, 5 миллионов тонн сельскохозяйственной техники и 1,2 миллиона тонн генеральных грузов). Ввод его в эксплуатацию планируется на 2022 год. Инвестиции оцениваются в 170 миллиардов рублей.

В посёлке Селезнёво Выборгского района в завершающей фазе строительства находится Комплекс по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа близ крупнейшей в мире компрессорной станции «Портовая», обслуживающей «Северный поток». Проектная производительность объекта «Газпрома» составит 1,5 миллиона тонн в год. Продукция будет направлена, в частности, для резервного снабжения Калининградской области и на экспорт.

Приозерское «догнать и перегнать»

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что самым известным для россиян объектом, расположенным в Приозерском районе Ленинградской области, является многофункциональный и круглогодичный курортный комплекс «Игора», расположенный близ посёлка Сосново, где в своих особняках обитают весьма обеспеченные жители Санкт-Петербурга и не только.

Комплекс был открыт 15 лет назад, первоначально на холме оборудовали несколько лыжных спусков с заявленным перепадом высот в 120 метров, соорудили подъёмники, гостиницу и съёмные коттеджи, организовали общепит и прокат снаряжения. Потом появились плавательный бассейн, спа-комплекс, трамплины, искусственное озеро для пляжного отдыха летом и т.п. Потом здесь появился Ледовый дворец с ареной, кёрлинг, кинотеатр, боулинг. Сообщалось, что объём инвестиций в «Игору» составляет примерно 50 миллионов американских долларов, окупить эти вложения предполагалось за 10 лет. В деле поучаствовали банк «Россия», страховая компания «Согаз», фонд «Центр стратегических разработок Северо-Запада» и «Северстальгрупп».

Недавно курорт пополнился комплексом «Игора-Драйв», который на 100 гектарах площади включает десять профессиональных трасс для шоссейно-кольцевых гонок, дрифта, ралли-кросса и мотокросса, картинга и парных гонок с девятью левыми и семью правыми поворотами. Трибуны вмещают 50 тысяч человек. Длина трассы – 4086 метров, ширина – 12 метров. Перепад высот на основной трассе – 17 метров, на треке для ралли-кросса – 20 метров.

В середине лета минувшего года стало известно, что 15-процентную долю в ООО «Игора Драйв» за 2,8 миллиарда рублей купил банк ВТБ. Вся компания оценивается в 18,7 миллиарда рублей. Заявлено, что комплекс, получивший в 2020-м от Международной автомобильной федерации право принимать любые международные гоночные серии, включая «Формулу-1», будет и дальше развиваться.

Это направление, вообще-то, уже традиционно для Приозерского района, где ещё в советское время любители острых ощущений «развлекались» на Лосевских порогах Вуоксы, а теперь дайверы, сёрферы и яхтсмены облюбовали и местное побережье Ладожского озера, по экстремальным условиям значительно более «крутое», чем мелководный Финский залив.

Всего на территории Приозерского района Ленобласти находится более 210 объектов индустрии туризма. Правда, оценить их финансовый вклад в бюджет сложно, поскольку эта отрасль в отчёте администрации о социально-экономическом развитии муниципального образования, например, за 2019 год, не фигурирует.

Зато на сайте районной администрации честно сказано, что приозерские промышленные предприятия в общем объёме продукции, производимой предприятиями Ленинградской области, имеют долю, составляющую менее одного процента, ориентируясь на добычу гранита и деревообработку (каменные блоки и плиты, мебель, древесноволокнистая плита, изделия из пластмассы, швейные изделия, взрывчатые вещества).

Отрасль «добыча полезных ископаемых», представленная производственным комплексом «Гранит-Кузнечное» АО «ЛСР. Базовые материалы», показала в первом полугодии 2020-го объём отгруженной продукции собственного производства на сумму 1864,7 миллиона рублей, что на 23,7% меньше прошлогоднего показателя. Производство продукции в натуральном выражении (щебень, отсевы и прочие гранитные смеси) составило 2051,4 тысячи кубометров, то есть 91,38% к уровню такого же периода 2019-го.

Сальдированный финансовый результат добывающих производств района по итогам первых шесть месяцев 2020 года показал прибыль в размере 200,2 миллиона рублей.

Агропром района, специализирующийся на содержании крупного рогатого скота молочно-мясного направления и рыборазведении, представлен восемью крупными и двумя малыми предприятиями. В В В Ленинградской области пользуется спросом продукция Приозерского молочного завода «Зелёный берег».

Сельхозпродукция из Приозерска в сумме агропроизводства Ленобласти по молоку имеет долю в 14%, по мясу скота и птицы – до 1,7%, и занимает второе место в регионе по производству молока и первое – по продуктивности дойного стада. Объём такой продукции в первом полугодии 2020-го составил 1981,9 миллиона рублей или 100,8% к такому же периоду 2019-го в действующих ценах. Реализация мяса в живом весе составила 1515,3 тонны (103,4%). Надой на одну корову составил в среднем по восьми племзаводам 5389 килограммов, что на 602 килограмма больше, чем в соответствующий период 2019-го. 

В январе-июне минувшего года крупными и средними сельхозпредприятиями Приозерского района получена прибыль в сумме 388,3 миллиона рублей (86,5% к тому же периоду 2019-го).

Для справки: площадь Выборгского района составляет 7431 квадратный километр (самый большой в Ленинградской области), Приозерского – 3597 квадратных километров, население, соответственно, 198,2 тысячи и 62,039 тысячи человек.

Игорь Теплов

Поделиться ссылкой: