«Выбора нет»: в Петербурге опять всплыл вопрос платы за въезд в центр

piter3

В Петербурге на фоне и без того нервной обстановки с уборкой снега и мусора неожиданно заговорили о введении платы за въезд в центр города. Эту идею озвучивают далеко не в первый раз, в частности, она имела место в проекте комплексной схемы организации дорожного движения от 2019 года, сделанном по заказу властей. Впоследствии тему замяли, но вот на последнем заседании петербургского парламента его председатель вдруг выступил с пространным комментарием о том, что для развития города других вариантов нет. Комитет по транспорту планы по ограничению на въезд в центр опроверг, однако эксперты считают, что эта тема властями всё-таки прорабатывается.

В комитете по транспорту утверждают, что сейчас не рассматривают введение платы за въезд частного транспорта в центр Петербурга Фото: ria.ru

Председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский за последнюю неделю уже несколько раз успел высказаться на тему платного въезда в центр Петербурга. В минувшую среду он дал довольно однозначный комментарий по поводу соответствующих перспектив. Также он положительную оценку работе платных парковок, зона которых относительно недавно была расширена. С точки зрения главы парламента, платная парковка в центре — путь к наведению порядка, а до её введения в центральных районах Петербурга «припарковаться было нельзя», «вставали вторым, третьим рядом».

Что касается непосредственно платного въезда в центр, то Бельский высказался следующим образом: «Другого выбора нет. Мы — европейский город и двигаемся в этом направлении. В крупных европейских городах есть и платные парковки, и платный въезд в центр города, чтобы разгрузить центр города. Почему многие города прибегают к платному въезду в центр, потому что большой транзит через центр, а это несет и большую экологическую нагрузку, и нагрузку на здания (химия поднимается и летит), и нагрузка на дорожную сеть. На всем этом можно экономить, мы должны поберечь центр города».

Волну переживаний среди городских автомобилистов, поднявшуюся на фоне таких заявлений, поспешили пресечь в Смольном. В комитете по транспорту сообщили, что «вопрос введения платы за въезд автомобилей в центральную часть города сегодня не рассматривается». Приоритетом является расширение зоны платных парковок в центральных районах Петербурга. Уже к следующему году пространство платных парковок расширится на 30 тысяч мест в Петроградском и Василеостровском районах, на Крестовском острове. «Зона платной парковки —социальный проект, цель которого заключается в регулировании транспортных потоков в центр города, обеспечении приоритета общественному транспорту и упорядочении парковочного пространства», — информируют в комитете по транспорту.

После подобных высказываний в парламенте решили сделать оговорку, что вопрос платного въезда в центр — дело не сегодняшнего дня и требует обсуждения. Центр города стоило бы разгрузить, но это не значит, что надо срочно вводить плату за въезд. В качестве положительного примера был приведён Стокгольм, где въезд в центральную часть города платный и довольно дорогой. Депутат Бельский уточнил, что население сначала без энтузиазма восприняло нововведение, но спустя время после начала действия платного въезда оценило позитивные перемены и не пожелало возвращать всё как было.

«Я сейчас не буду обманывать, точную цифру не помню. Больше 90% населения поддержали [решение] оставить платный въезд в центр», — приводят СМИ слова парламентария.

Интересно, что в недавнем прошлом идею платного въезда в центр Петербурга уже рассматривали на профессиональном уровне. Как сообщает РБК, платный въезд в центр Петербурга властям рекомендовали ввести еще в конце 2019 года. Тогда по заказу правительства исследование выполнило ООО «Строй Инвест Проект», подготовившее проект комплексной схемы организации дорожного движения. В документе говорилось, что введение платного проезда в центре Петербурга разгрузит мосты, снизит число транзитных потоков через него и улучшит условия для общественного транспорта.

Эксперты по-разному оценивают потенциал введения платного въезда в центр, хотя многие с энтузиазмом упоминают успехи в этом плане таких городов как Лондон, Стокгольм, Гетеборг, Сингапур, Милан, Берген. Но стоит обратить внимание на то, что доходы жителей этих городов в среднем выше, чем у петербуржцев, к тому же предоставлены хорошие альтернативы тем, кто оставляет личный транспорт за пределами центра города. У Петербурга ко всему прочему очень обширный «центр». Возникает вопрос, где ставить кордоны и взимать оплату, может быть, на мостах? Но это грозит, как минимум, пробками на подъезде к ним. Но главный вопрос, надо ли это объективно петербуржцам? Такие вопросы стоит прорабатывать с учётом потребностей горожан, хотя взаимодействие городских властей с населением оставляет желать лучшего.

Политолог Дмитрий Солонников в общении с «Родиной на Неве» высказал мысль, что горожане скорее всего не выиграют от введения платного въезда в центр, так как вряд ли будет качественно проработан вопрос альтернативных маршрутов и вариантов действий как для жителей центра, так и для его посетителей. К словам властей о том, что они сейчас о перспективе платного въезда не думают, он относится с долей скептицизма — нет дыма без огня:

«На мой взгляд, такой вариант готовится. По действиям руководителей нашего транспортного блока мы видим, что они взяли курс на борьбу с автомобилистами. Платные парковки введены в ряде центральных районов, их площадь расширяется. При этом нет исключений для тех, кто работает в этих районах, платить — пусть и меньше — приходится и тем, кто живёт в них. В выгоде остаются только чиновники, которые ездят на персональных автомобилях с водителями. Все остальные оказываются в затруднительном положении: это и неудобство, и дополнительные траты. Содержание машины становится невыгодным из-за того, что приходится оплачивать парковку в почасовом тарифе».

«То же самое с въездом в центр города: люди там живут, люди там работают. Как им всем быть? Во многих странах, где есть подобные ограничения, они гораздо более гуманные, чем у нас. Там есть ограничения на взимание платы в рабочее время, бесплатный лимит времени на краткосрочную остановку, различные льготы, альтернативные варианты парковки. У нас всё делается максимально примитивно: всё запретить и со всего пытаться брать деньги», — продолжает эксперт.

«С платным въездом в город будет всё то же самое: всё закрыть и со всех брать деньги. Не лучшая инициатива, на мой взгляд. С одной стороны, это разделение людей на тех, у кого есть частные водители, и тех, у кого их нет; тех, кто живёт в центре, и тех, кто живёт на окраинах. И потом, какого-то отдельно выделенного старого центра, сугубо туристического, куда целесообразно делать платный въезд, в Петербурге нет. Что понимать под центром города, всё, что внутри Обводного канала и острова — почему? Там тоже есть новые районы, намывные территории… По каким улицам будет проходить граница — это старое, а это новое, здесь платно, а здесь бесплатно?

Во всём мире это делается для развития транспортной инфраструктуры. Но что у нас изменилось в лучшую сторону с появлением платных парковок в центре? За это время построили подземные паркинги, организовали альтернативные места, улучшили общественный транспорт? На мой взгляд, ущербность именно в этом: город никаких дополнительных услуг не оказывает, а просто начинает взимать деньги за то, что раньше было бесплатным. Сначала плата за въезд, потом плата за проход, плата за возможность сидеть на скамейках? Какова логика этих ограничений? Есть смысл регулировать транспортные потоки, как пытаются делать в некоторых местах — одни правила для будних дней, другие — для выходных, — рассуждает политолог. —

У нас история с платными парковками и платным центром — это просто дополнительный налог, который вводится для определённой части населения. Те, у кого машин нет, может быть, и будут этому рады. Но по большому счёту, это очередная история про борьбу против среднего класса. В выигрыше супербогатые, у кого есть частные водители, чиновники на рабочих авто. Если власти подразумевают, что мировой тренд — это уничтожение среднего класса и разделение общества на сверхбогатых и остальных, к этому мы действительно идём. К этому идёт весь мир. Если говорить о логике и удобстве проживания в Петербурге, то для большинства жителей история с платными парковками и платным въездом — не самая лучшая инициатива.

Думаю, что те, кто это затевает, финансово заинтересованы. Вопрос, куда по факту направляются деньги за платную парковку? Те, кто будет создавать финансовый поток и сообразно своим планам его использовать, найдут аргументы для того, чтобы данное решение продавить. Остальным останется с этим решением соглашаться. Интерес тех, кто это организует, понятен. В чём интерес политиков — вероятно, тоже есть основания. Или им всё равно: согласились и «добрым людям» сделали приятное, разрешили создать финансовый ручеёк. Для населения ничего хорошего в этой истории нет, ни во взимании платы, ни в ограничении перемещений по городу. Городская инфраструктура от этого не улучшается».

Юлия Медведева

Вам будет интересно