Иногда возникает желание сесть на электричку и уехать туда, куда глаза глядят. Но никогда не знаешь, какие эмоции и впечатления ты в итоге получишь. Так в один прекрасный день я оказалась в посёлке, который на долгое время оставил тёплые воспоминания в моей душе.

Ленинградская область. Гатчинский район. Вырица. Население посёлка всего лишь 20 тысяч человек. Дорога на электричке от Витебского вокзала заняла около часа. Интернет временами пропадал, что заставило отлучиться от телефона и окунуться в детство, когда жадно наблюдаешь за повседневной жизнью людей и мелькающими за окном домами. Давно я не смотрела в окно поезда с таким интересом. Живя в городе, начинаешь понемногу забывать, что такое неспешная, тихая посёлковая жизнь.
Выйдя на выбранной станции, вдохнув свежий лесной воздух, начала неспешный путь. Сейчас уже апрель, совсем скоро будет Пасха, в центре Петербурга часто можно встретить бабушек, продающих вербу, а здесь этих деревьев полным-полно. Нетронутые, живые, словно образ чистоты на фоне тающего снега и размытых просёлочных дорог.
Дойдя до церкви святых апостолов Петра и Павла, я удивилась, увидев вместо небольшой церквушки, высокое и необычайно простое, но красивое деревянное строение. У входа стоит стенд, на котором вывешены фотографии служителей – жертв «безбожной пятилетки». В книге Игоря Курляндского «Сталин, власть, религия (1922-1953 гг.)» можно узнать, что с августа по ноябрь 1937 года в Ленинградской области были расстреляны 13, 671 человек, к которым относились епископы, попы и монахи. Так и в Вырице никто из настоятелей церкви святых апостолов Петра и Павла довоенного периода не выжил.
Во время Великой Отечественной войны Вырица пережила адовые мучения. Голод, истребление жителей, а ещё немцы здесь создали концлагерь, куда из разных населённых пунктов Ленинградской области свозили детей, потерявших родителей. Рабский труд, унижение и смерть – посёлок претерпел многое. Во время войны авиабомбами был уничтожен световой купол и звонница храма апостолов Петра и Павла. Церкви стала похожа на большую бочку – так сильно разошлись в разные стороны и «надулись» её стены, стена алтаря обвалилась вообще. В самом храме немцами была обустроена конюшня.
Рассказывает настоятель храма протоиерей Владимир Вафин:
– В 1942 году жители общими усилиями подручными материалами восстановили иконостас, престол, кровлю. Понятное дело, что всё это было сделано на скорую руку и из того, что было: резали колючую проволоку, из нее делали гвозди, на эти гвозди сажали доски и закрывали купол как могли. До 1961 года настоятелем храма был протоиерей Борис Заклинский. Он был и в тюрьмах, и в лагерях, и в ссылке. Но именно при нём были восстановлены стены и крыша церкви. В таком виде храм простоял где-то до 2005 года, после чего уже начался ремонт.
Я попала на службу с причастием, была крестопоклонная неделя. Людей мало, в основном – дети, но это не помешало ощутить единство и сплочённость в молитве. В этом храме есть удивительные святыни, которые привлекают взгляд, они будто вынуждают остановиться перед ними и смотреть, погружаться внутрь себя, чтобы понять себя и свои мысли.
Рассказывает настоятель храма протоиерей Владимир Вафин:
– Представь себе: блокада, выжили мама, две дочки и маленький сын. Живут они на кухне, греясь у буржуйки, а за стенкой, в комнате, где мороз, лежат отец и два брата, мёртвые. Есть нечего, мать идёт покупать хлеб, а навстречу ей женщина, которая предлагает купить икону. С одной стороны, это голодная смерть для тебя и твоих детей, с другой стороны, проверка, насколько сильна твоя вера. Женщину звали Матрона. Она, не раздумывая, взяла икону, вернувшись домой без хлеба. Но они выжили, и когда прорвали блокаду, они бежали сюда, в Вырицу, к родственникам. Здесь можно было на земле что-то вырастить, в то время, как в Ленинграде не было ни крыс, ни голубей, поймали и съели всё. Один из сыновей вырос, помогал здесь в храме, а затем стал настоятелем Исаакиевского собора. И в своё время он подарил этому храму много икон, а данную привёз тогда, когда умерла его мать, он считал, что именно эта икона их спасла в тот период, другое объяснение сложно найти. Здесь речь даже больше не о цене святыни, а о цене веры [речь о протоиерее Борисе Михайловиче Глебове, который был настоятелем Исаакиевского собора в 1992-1998 гг. – прим. ред.].
В самой Вырице в основном сохранилась атмосфера чего-то родного, пахнущего стариной. Также есть место и контрастным вещам, когда на фоне обветшалой избушки стоит величественный особняк. Некоторые здания в плачевном состоянии. Вопрос финансирования школы, детского сада и остальных муниципальных построек появляется в голове каждый раз, когда видишь, что происходит вокруг. Но, если абстрагироваться от всех мыслей и представить деревенскую церковь, то понимаешь, что восстанавливается это всё на деньги тех людей, которые просто имеют возможность.
Рассказывает настоятель храма протоиерей Владимир Вафин:
– Сейчас восстанавливали здание школы. Что-то большое, светлое и удобное. На моей памяти эта школа строится около 14 лет. Первый этап сделали – деньги кончились и всё замерло, второй этап сделали и так далее. Вот сейчас, последние года полтора, нашлись люди, которые сказали, что они могут помочь, и вот мы первый год, как только вошли в эту школу. Находится всегда кто-то, благодаря кому это делается.
Прощаться с поселком было грустно, ведь после погружения в его жизнь появилось ощущение небольшой к нему привязанности. Будто бы меня окунули в детство, неспешное и родное. Когда я уже ехала в электричке домой, в голове возникла мысль, что каждый такой посёлок, каждая деревушка может хранить в себе большую историю, оберегая традиции людей, издавна живущих в ней. Как много удивительного вокруг нас, сколько ещё неизведанного, а стоит лишь просто сесть на электричку и уехать туда, куда глаза глядят.
Ксения Матуняк
В оформлении текста использованы фотографии из сообщества в ВК прихожан храма Петра и Павла