«Всего одна ночь» Шульмана

Note_1

Чёрно-белый фильм «Всего одна ночь», снятый Иосифом Шульманом на киностудии «Беларусьфильм», показали в стенах Большого зала Дома кино в рамках кинопрограммы Михаила Трофименкова и Марины Кронидовой «Наш нуар».

Фильм «Всего одна ночь», снятый на киностудии «Беларусьфильм», вышел на экраны в 1976 году

Фильм вышел на экраны в 1976-м. Это рассказ о том, как в течение всего одной зимней ночи было оперативно раскрыто преступление, совершённое на окраине города: вначале обнаружили такси со следами аварии, а затем неподалёку на пустыре – тело убитого водителя.

На кинопоказах весенней программы Михаила Трофименкова и Марины Кронидовой «Наш нуар» зрителям уже довелось увидеть и фильм советского режиссёра австрийского происхождения Герберта Раппапорта «Два билета на дневной сеанс» (1966 г.), снятую в Одессе картину Леонида Аграновича «Случай из следственной практики» (1968 г.), грузинский детектив Георгия Калатозишвили «Смерть филателиста» (1969 г.), украинский триллер Суламифи Цыбульник «Инспектор уголовного розыска» (1971 г.), съёмки которого проходили в Киеве и абхазском городе Пицунда, а детектив «Подарки по телефону» (1977 г.) Алоиза Бренча разворачивается в Риге.

Сегодня для многих представителей молодых поколений эти города и фамилии – иностранные. А ведь ещё сравнительно недавно они были полноправными субъектами поистине огромного и многонационального государства – Союза Советских Социалистических Республик. И все эти кинокартины, несомненно, представляют собой часть советского культурного наследия и нашего отечественного кинематографа.

Команда

Что касается белорусской картины Иосифа Шульмана «Всего одна ночь» (1976 г.), то над её сценарием работали сразу три человека: известный журналист, автор ряда громких судебных очерков, опубликованных в «Литературной газете», Аркадий Ваксберг, Михаил Баран и Кирилл Рапопорт, соавтор сценария и другого фильма программы – «Инспектор уголовного розыска».

Одну из главных ролей, опытного подполковника Борового, исполнил известный советский, уроженец Киева Михаил Глузский. На его счету более 150 ролей в театре и кино, пусть в многие из них второстепенные либо эпизодические. Порой его имя даже не указано в титрах, особенно в начале творческого пути в таких фильмах, как «Семья Оппенгейм» (1938 г.) по роману Лиона Фейхтвангера «Семья Опперман», «Минин и Пожарский» (1939 г.), «Повесть о настоящем человеке» (1948 г.) по произведению Бориса Полевого, «Белый пудель» (1955 г.) по рассказу Александра Куприна. В 1950-60-х годах он снимается в картинах «Тайна двух океанов» (1956 г.) Константина Пипинашвили по мотивам одноимённого романа Григория Адамова, «Ласточка» (1957 г.) Григория Липшица, «Люди и звери» (1962 г.) и «Тихий Дон» (1957-1958 гг.) Сергея Герасимова, «Живые и мёртвые» (1964 г.) Александра Столпера.

В 1970-80-е годы казалось, что Михаила Глузского можно было увидеть в абсолютно любом фильме, показываемом по телевизору. Его звёздный час пришёлся на 1971-1972 годы, когда он сыграл две свои самые известные главные роли в фильмах «Пришёл солдат с фронта» (1971 г.) Николая Губенко по мотивам рассказов Сергея Антонова и «Монологе» (1972 г.) Ильи Авербаха. В 1975-м он снялся в «Последней жертве» у Петра Тодоровского по одноимённой пьесе Александра Островского.

Среди детективов с его участием можно выделить картины «Длинное, длинное дело…» (1976 г.) Григория Аронова и Владимира Шределя, а также «Золотая мина» (1977 г.) Евгения Татарского. В 1978 году он снимался в картинах «Соль земли» и «Территория», в 1980-м – в «Никудышной» Динары Асановой. Двумя годами позднее он играл у Вадима Абдрашитова в производственной драме «Остановился поезд» (1982 г.). Снимался Михаил Глузский и в «Бременских музыкантах & Со» (2000 г.), и даже в некоторых эпизодах «Ералаша».

Роль сына подполковника – молодого лейтенанта Сергея Борового – исполнил уроженец Минска Владимир Новиков. Он окончил ВГИК (мастерская Сергея Фёдоровича Бондарчука). Примечательно, что со своей второй женой Еленой Ивановной он прожил вместе двадцать шесть лет. За это время супруги сыграли пятнадцать свадеб, четырнадцать раз разводились и один раз венчались. Многие наверняка помнят Владимира Новикова по второй и третьей частям фильма «Государственная граница» (1980 и 1982 гг.). Ещё одна его запоминающаяся роль – Невила Ландлеса в «Тайне Эдвина Друда» (1980 г.) Александра Орлова по неоконченному роману Чарльза Диккенса.

Роль в фильме Иосифа Шульмана «Всего одна ночь» стала для Владимира Новикова четвёртой. Помимо этого, он снялся и в его киноповести «Встреча в конце зимы» (1978 г.). Актёр играл в советско-болгарско-польском приключенческом кинофильме «Похищение “Савойи”» (1979 г.) Вениамина Дормана, в «Борисе Годунове» (1986 г.) Сергея Бондарчука и многих других картинах. В 2009 году он воплотил на экране Бориса Ельцина в документальной картине «Завтра всё будет по-другому», а в 2018-м – Леонида Брежнева в телесериале Юрия Мороза «Операция “Сатана”».

Сергей Проханов сыграл в кинокартине «геолога» Пашку Пузырёва, ставшего соучастником преступления. Съёмки и выход «Всего одной ночи» практически совпали с его звёздной ролью в фильме «Усатый нянь» (1977 г.) Владимира Грамматикова. До этого актёр уже не раз снимался в детских фильмах, в том числе в картине «Ох уж эта Настя!» (1971 г.) Юрия Победоносцева, где прозвучала знаменитая песня Евгения Крылатова «Лесной олень». Сергей Проханов также был ведущим детской телепередачи «Будильник». Дважды подряд он снялся у Виктора Трегубовича – в «Магистрали» (1982 г.) и «Трижды о любви» (1981 г.). Довольно забавная роль ему досталась в фильме «Тайна Снежной королевы» (1986 г.) Николая Александровича – побег Крапивы. На собственные средства актёр открыл в Москве «Театр Луны», большинство пьес для которого написал или переработал сам. В 2007-м он ставит фильм «Театр Луны, или Космическая дурочка 13:28», а в июле 2022 года покидает пост художественного руководителя театра и становится его президентом.

Самый молодой актёр, исполнивший роль подростка Лёшки, – Костя Леневский. Эта работа стала для него не первой. Он сыграл три главные роли подряд в детских фильмах 1970-х годов: «Пятёрка отважных» (1970 г.), «Включите северное сияние» (1972 г.), «Весёлый калейдоскоп» (1974 г.). Затем снялся во «Всего одна ночь» (1976 г.), а после чего бесследно пропал с экранов.

Режиссёр

Режиссёр фильма Иосиф Абрамович Шульман – настоящий классик белорусского кино. Ему было чуть меньше тридцати лет, когда он ушёл на фронт Великой Отечественной, где служил штурманом и стрелком истребителя. Но в октябре 1941-го Иосиф Абрамович получил тяжёлое ранение. После войны режиссёр вернулся в кинематограф, к которому был причастен ещё прежде, работая на «Беларусьфильме» с 1936 года.

Иосиф Шульман снял не так много фильмов – всего дюжину. Однако этим он внёс неоценимый вклад в развитие белорусского кинематографа, стоя у его истоков, ведь сама киностудия «Беларусьфильм» была основана лишь двенадцатью годами ранее его прихода в режиссёрскую профессию. Неудивительно, что есть в его фильмографии работы, связанные непосредственно с войной: «Человек не сдаётся» (1960 г.) по сценарию Ивана Стаднюка, «Чужое имя» (1966 г.), «Парашюты на деревьях» (телевизионный, 1973 г.) по одноимённой книге писателя-журналиста Наполеона Ридевского. Есть у Иосифа Шульмана и несколько гражданских мелодрам. Последней его работой стала киноповесть «Встреча в конце зимы» (1978 г.).

В 1980 году сына Иосифа Абрамовича эмигрировал в Канаду, и это навлёк гнев советского руководства на режиссёра: его лишили всех званий и регалий, запретили работать в кинематографе и настоятельно порекомендовали не общаться с сыном. В итоге Шульман эмигрировал Австралию с семьёй дочери, где и умер.

Шульман работал в жанре детектива и до «Всего одной ночи». Обращает на себя внимание его фильм «Чужое имя». Сюжет его весьма необычный. Женщина по имени Ольга (Клара Лучко) потеряла на войне мужа Виктора Ильина: он пропал без вести. Вдруг она узнаёт о существовании человека с таким же именем, фамилией, отчеством и другими данными, как у её супруга, который работает шофёром автобуса. Однако при встрече мужчина оказывается вовсе не мужем Ольги. Выясняется, что за всем этим стоит очень сложная и загадочная трагическая история…

Как подметили Михаил Трофименков и Марина Кронидова, работы Иосифа Шульмана вообще удивительно рифмуются с другим режиссёром, чьи работы они включили в свою программу «Наш нуар» – Леонидом Аграновичем. Так, ещё один психологический детектив Шульмана под названием «И никто другой» (1967 г.) очень похож на картину Леонида Аграновича «Случай из следственной практики» (1968 г.). И в той, и в другой картине спустя некоторое время людям, так или иначе причастным к совершению преступления, эффектом бумеранга возвращается то, что они совершили когда-то, свалив всю вину на своего товарища в попытке избежать наказания. В фильме Иосифа Шульмана «И никто другой» судья Иван Афанасьевич вдруг вспоминает весьма странное и неоднозначное дело Казанкова, осуждённого за убийство, который добровольно явился в милицию, но не мог вспомнить детали преступления. Под давлением общественности дело передаётся в суд, где выносится обвинительный приговор. Однако судья, терзаемый сомнениями, расследует его дальше и обнаруживает, что на самом деле это друзья Казанкова совершили убийство, заставив его взять их вину на себя, после чего решает пересмотреть дело.

Следствие ведёт Боровой

Особый шарм фильму «Всего одна ночь» придаёт то, что он, несмотря на простоту сюжета, обрастает невероятным количеством различных историй

Фильм Иосифа Абрамовича Шульмана «Всего одна ночь» повествует о том, как молодой 25-летний лейтенант Сергей Боровой, уже успевший разочароваться в своей профессии, начинает расследование убийства таксиста, тело которого обнаружено зимней ночью на пустыре близ домов, определённых под снос. В ходе расследования ему удаётся вычислить, что преступники не ушли далеко и находятся в ресторане аэропорта, ожидая задержанного в связи с погодными условиями вылета. В итоге Сергей нападает на след и арестовывает соучастника преступления Пашку, но вот непосредственно главному зачинщику и убийце Виталию удаётся скрыться. И тут на помощь приходит подросток Лёшка, который по случайности оказался втянут в работу следствия, сопровождая лейтенанта на каждом его этапе. Преступники всё же попадают за решётку, а Сергей успешно завершает своё первое расследование и вновь очаровывается своей профессией.

«Всего одна ночь», как и некоторые другие фильмы-детективы, уже показанные в рамках программы «Наш нуар», начинается довольно типично: с титров на фоне кадров от первого лица человека, сидящего за рулём автомобиля. Картина весьма узнаваема, однако в случае именно этого фильма она сопровождается не просто музыкой или естественными шумами, а песней – лёгкой, мелодичной и весенней композицией «Утро в городе моём» на стихи Глеба Горбовского в исполнении композитора фильма Станислава Пожлакова и Елены Дриацкой. Песня, казалось бы, так резко контрастирующая с жанром и сюжетом фильма, прерывается сообщением подполковника Борового и отданным им распоряжением менять маршрут патрулирования. Именно оно и окунает зрителя в рабочие будни стражей порядка, постепенно перерастающие в события, провоцирующие настоящую психологическую дилемму молодого лейтенанта Сергея, ещё не осознающего всей важности своей работы.

Особый шарм и прелесть фильму придаёт то, что он, несмотря на свою простоту, обрастает невероятным количеством различных историй и при этом удивительно соответствует стилистике нуара. Не только из-за того, что действие буквально разворачивается ночью с осмотром трупа на пустыре в косом луче автомобильных фар. Свою роль играют и свидетели, которые чего-то в темноте не увидели, толком не разглядели происходящее и дают смутные показания, выказав свои надежды, а также самые фантастические и парадоксальные предположения, одни из которых оправдываются, другие – нет. И эксперты предоставляют очевидные факты в качестве улик, которые в итоге оказываются сущим пустяком, а вот небрежно промелькнувшая или неучтённая мелочь вдруг вырастает в кардинальную деталь. А также ресторанная атмосфера заведения, где происходит значительная часть действия фильма, с её почти что сюрреалистичностью, своими тайнами, суетой, разговорами обо всём и ни о чём одновременно, разношёрстными посетителями, никому из которых нельзя доверять, поскольку этот человек может оказаться искомым убийцей.

Фильм «Всего одна ночь» практически воплотил в себе основной закон построения драматургического произведения в стиле классицизма – правило трёх единств: действия и времени. Никола Буало в своём «Поэтическом искусстве» сформулировал его так: «Одно событие, вместившееся в сутки / В едином месте пусть на сцене протечёт».

Но, как известно, правила созданы для того, чтобы их нарушать. В действительности же на практике ещё Аристотель предписывал желательным для любой трагедии только единство действия. О единстве времени он говорит лишь как о наиболее распространённом элементе в его эпоху, но не формулирует это в виде правила и даже отмечает, что раньше этого отличительного признака не было. А о единстве места речи не идёт и вовсе.

Единства места и действия в фильме «Всего одна ночь» соблюдены не в полной мере потому, что в ходе расследования хоть и можно выделить основные локации, но всё же лейтенант Боровой почти постоянно находится в пути от одного свидетеля к другому, от одной зацепки к следующему обстоятельству дела или его участнику, и в процессе узнаёт множество небольших побочных историй. Например, историю супругов с детьми, которые не смыкая глаз готовятся к долгожданному плановому переезду из хлипкого дома и невольно становится свидетелями совершённого на пустыре у их дома убийства. Или о мечте девятиклассника Лёшки, совершенно случайно втянутого в ход расследования, но впоследствии оказавшего неоценимую помощь в поимке преступника, стать актёром, уже почти угасшей, поскольку подростка исключили из школьного драмкружка из-за плохих оценок. Не менее интересна и судьба «бездарного и ничтожного мальчишки, пьяницы и бездельника» Пашки Пузырёва – студента-парикмахера, который успел поступить на практику, затем уволиться и уехать, вернуться, жениться и развестись, оставив девушку с ребёнком, познакомиться с уголовником Виталием и стать соучастником ограбления и убийства, поселиться в квартире некой Клавы Голубковой, где в конце концов его и ждала засада лейтенанта Борового.

Так, в картине «Всего одна ночь» можно заметить лишь явное соблюдение единства времени: события от начала и до конца разворачиваются на протяжении всего одной долгой ночи. И только в самом конце фильма вместе с сошедшим на главного героя озарением и принятием простой истины о том, что «все профессии нужны, все профессии важны» (как завещал Владимир Маяковский), звучащей из уст простого пекаря, наконец наступает рассвет. По-доброму забавно-очаровательно слышать от ещё совсем недавно спорящего с отцом и саркастически щурящегося Сергея Борового о гордом сравнении своей профессии и её высокой миссии с незаменимостью работы врача, а расследования дела и охраны покоя мирных граждан – со сложной хирургической операцией, от которой зависят судьбы и даже жизни людей.

Полина Григорьева

Вам будет интересно