Возвращение Чилеа в Россию

Lekuvrer_2

19 января на сцене Мариинского театра вновь пройдёт забытая, было, в нашей стране опера «Адриана Лекуврёр»

Чтобы в академическом театре оперы и балета не было проблем с публикой, достаточно включить в его репертуар хиты. Любителям оперы никогда не надоест наслаждаться произведениями Джузеппе Верди, Джоаккино Россини, Жоржа Бизе, Петра Ильича Чайковского, Модеста Петровича Мусоргского, Джакомо Пуччини… Но Мариинский театр настолько уверен в себе, что не боится всё время экспериментировать. Постановка оперы «Адриана Лекуврёр» малоизвестного в России итальянского композитора Франческо Чилеа — один из экспериментов Мариинки. Который, похоже, полностью себя оправдал.

Франческо к успеху шёл…

Мариинский театр вернул российской публике произведение Франческо Чилеа

Уроженец маленького местечка Пальми в Калабрии (регион на юге Италии), сын местного адвоката Франческо Чилеа (1866-1950) написал всего шесть опер. Своё первое оперное произведение, «Джина», он представил публике в 23 года, ещё будучи студентом консерватории — в 1889-м, а последнее, «Лесная свадьба», ровно через 20 лет — в 1909-м. Известный петербургский музыковед, доктор искусствоведения, преподавательница Санкт-Петербургской консерватории Алла Кенигсберг считала, что «Чилеа вошёл в историю музыки как автор одной оперы — “Адриана Лекуврёр”», ибо «талант этого композитора, как, впрочем, и многих его современников-музыкантов, оказался заслонён достижениями Пуччини».

Наверное, такой профессионал, как Алла Константиновна Кенигсберг, права: когда речь заходит об итальянской оперной музыке конца XIX — начала XX века, мы первым делом вспоминаем произведения Джакомо Пуччини. Однако оперы Франческо Чилеа, который был на восемь лет моложе Пуччини, тоже пользовались благосклонностью как публики, так и прессы – даже его первая, ещё ученическая, опера «Джина» (либретто написал Энрико Голишиани по мотивам французской комедии начала XIX века). 

Большой успех имела и вторая его опера, «Тильда», поставленная в апреле 1892 года в театре Пальяно во Флоренции. Вслед за флорентийским театром этот спектакль включили в репертуар другие итальянские театры, а также венская опера. Её одобрил даже австриец Эдуард Ганслик — один из ведущих и весьма строгих музыкальных критиков тех лет.

Опера Чилеа «Арлезианка», написанная по одноимённой пьесе известного французского писателя и драматурга Альфонса Доде и впервые поставленная в миланском театре «Лирико» 27 ноября 1897 года, на десятилетия стала итальянским хитом. Правда, на весь мир она прогремела через почти сорок лет — благодаря её поставке в миланском театре «Ла Скала» в 1935-1936 годах, в которой главные партии исполняли такие известные певцы, как Маргерита Карозио (Виветта), Тит Скипа (Федерико), Джанна Педерцини (Роза Мамаи).

Фрагмент из оперы «Плач Федерико» стал одной из самых популярных арий тенорового репертуара. Как отмечают критики, «мелодичность, полнота музыкальной экспрессии и лиризм сочинений Чилеа привлекали многих известных певцов», например, Энрико Карузо, который тоже исполнял партию Федерико в «Арлезианке».

Вклад в золотой фонд

Однако в мировой золотой фонд оперной музыки вошла опера Чилеа «Адриана Лекуврёр», написанная по одноимённой пьесе одного из самых популярных драматургов XIX века, француза Эжена Скриба. Её премьера прошла 6 ноября1902 года в миланском театре «Лирико». В мировой премьере пели Анжелика Пандольфини (Адриана), Энрико Карузо (Морис), Джузеппе де Лука (Мишонне), дирижировал Клеофонте Кампанини. В зале присутствовали композиторы Руджеро Леонкавалло, Альберто Франкетти, писатель Габриэлле Д’Аннунцио (будущий военный лётчик и регент «республики Красоты» в городе Фиуме). Успех был полным. На одном из первых представлений побывал французский композитор Жюль Массне. Его, на тот момент написавшего 25 опер, так потрясла «Адриана Лекуврёр», что он прислал Чилеа восторженное письмо.

Премьера в Мариинском театре. Партию Адрианы Лекуврёр исполняла Анна Нетребко

В течении года этот спектакль поставили не только многие театры Европы, но и опера Буэнос-Айреса. В римской постановке (1905) были заняты звёзды того времени Саломия Крушельницкая и Джованни Дзенателло. Многие выдающиеся певицы ХХ века исполняли партию Адрианы. Среди них — Магда Оливеро, Рената Тебальди, Мирелла Френи и др.

«Успеху способствовало значительно возросшее мастерство Чилеа как композитора, мелодиста, тонко чувствующего нюансы человеческой души и сумевшего воплотить их в музыке», — объясняет критик, основатель проекта OperaNews Евгений Цодоков. Кроме того, с его точки зрения, «удачным было либретто, а также и само популярное произведение Скриба». Французский писатель рассказал о романе выдающейся французской актрисы XVIII века Адриенны Лекуврёр и военачальника Морица Саксонского, который для актрисы закончился весьма трагическим образом: якобы с помощью букета фиалок её отравила молодая соперница принцесса де Буйон. Правда, историки склоняются к тому, что принцесса стала жертвой романтического оговора, а Адриенна Лекуврёр скончалась от болезни, вызванной кишечной инфекцией.

Премьера следующей оперы Чилеа — «Глория», сюжет которой разворачивается в Сиене в XIII веке (автор либретто Артуро Колаутти), состоялась 15 апреля 1907 года в «Ла Скала». Мощные хоры, изощрённая инструментовка, в главных партиях были заняты Крушельницкая (Глория), Дзенателло (Лионетто) и Паскуале Амато (Бардо), а за дирижёрским пультом стоял знаменитый Артуро Тосканини (в будущем министр культуры в республике Д’Аннунцио). Публика с восторгом приняла новое произведение Чилеа, овации были бурными и долго не смолкали, композитор много раз выходил на поклон, а его вызывали снова и снова. Но несмотря на всё это, спектакль прошёл всего три раза.   

По мнению Чилеа, виноват в провале «Глории» был Тосканини, который якобы не любил это произведение, дирижировал без энтузиазма и не смог выявить все достоинства оперы. Сам же композитор ценил «Глорию» больше других своих детищ. Он попытался возобновить её в новой редакции в 1932-м в оперном театре Неаполя, но опять-таки дальше премьеры дело не пошло.

Последняя опера Чилеа, «Лесная свадьба» (1909), вообще не появилась на сцене. После такого удара Чилеа почти ничего не сочинил, не считая ряда инструментальных произведений. Он отдаёт себя преподаванию. С 1913 года он руководит консерваторией в Палермо, в 1916-35 годах он — директор консерватории в Неаполе. Умер композитор 20 ноября 1950 года в итальянском курортном городке Варацце, что немного на Север от Генуи по побережью Лигурийского моря, а похоронили его в родном калабрийском Пальми.

Русская судьба Адрианы

Однако вернёмся к «Адриане Лекуврёр», а точнее, к её «российской судьбе». Впервые в России её исполнили в 1906-м в петербургской частной «Новой опере» князя Алексея Акакиевича Церетели. Спектакль прошёл в помещении Театра консерватории. Партию Адрианы исполняла Ливия Берленди. И до недавнего времени это была единственная оперная постановка «Адрианы Лекуврёр» в России.

Правда, спектакль шёл на драматической сцене. В 1919-м его поставил театр Александра Таирова. Роль Адриана Лекуврёр исполняла 30-летняя жена Таирова — известная актриса Алиса Коонен.

Долгие годы композитора Франческо Чилеа в нашей стране знали лишь специалисты. Лишь в 1989-м столичные любители оперы смогли познакомиться с его шедевром «Адриана Лекуврёр» во время гастролей в Москве театра «Ла Скала»: дирижировал Джанандреа Гаваццени, а главные партии исполняли Мирелла Френи и Джузеппе Джакомини.

И наконец в июне 2017 года знаменитое произведение Франческо Чилеа поставил Мариинский театр. Режиссёр-постановщик — француженка Изабель Парсьо-Пьери, которая за 11 лет до этого на сцене петербургского театра поставила «Паяцев» (2006). «Спектакль создала французская команда во главе с бывшим архитектором, а ныне оперным режиссером и сценографом Изабель Парсьо-Пьери, — писал по горячим следам критик Евгений Хакназаров. — Француженка взяла с собой в Петербург художника по костюмам Кристиана Гаска и художника по свету Пьера Дюпоэйя. Вместе они сделали ровно то, что необходимо в случае, если и за дирижёрским пультом, и на сцене находятся исключительно звёзды. Никакой режоперы, никакого покушения на первичность музыки и голосов. В качестве немногих шалостей можно отметить разве что уморительного крокодила, которого изображает массовка на званом вечере, и головные уборы странной толпы в виде ваз с цветами, ананасов и прочих экзотических фруктов. В музыкальном плане к “Адриане” не придраться: события такого уровня петербуржцы могут видеть и слышать только несколько раз в году и только в Мариинском театре. Оркестр Валерия Гергиева звучал идеально». Главные партии исполняли Анна Нетребко и её муж Юсиф Эйвазов.

«Чем мне нравится постановка Изабель Парсьо-Пьери — это тем, что она передает максимально достоверно и досконально атмосферу того времени. Даже цвет декораций соответствует “Комеди Франсез” того периода; мы наблюдаем то время, когда женщинам из высшего общества доступ за кулисы был закрыт, так как считалось, что женщины-актрисы – это практически женщины легкого поведения. Поэтому режиссер решила показать изнанку, то, что мы обычно не видим. И занавес в начале спектакля, и маскарадные костюмы, и платье Адрианы – в деталях этой постановки очень много интересного», — поделилась своими впечатлениями солистка Мариинского театра Екатерина Семенчук, которая в премьерном показе «Адриана Лекуврёр» исполняла партию принцессы де Буйон.

Премьера, которая проходила в рамках фестиваля «Звёзды белых ночей», вызывала большой ажиотаж.

«Адриана Лекуврёр» прописалась в репертуаре Мариинского театра. И это здорово, что театр возвращает русским зрителям те произведения, которые по тем или иным причинам исчезли из России более чем на сто лет.

На этот раз партии исполнят:

Адриана Лекуврёр — Татьяна Сержан
Морис Саксонский — Ахмед Агади
Принцесса де Буйон — Юлия Маточкина
Мишонне — Ефим Завальный
Принц де Буйон — Дмитрий Григорьев
Аббат де Шазей — Александр Михайлов

Дмитрий Жвания

Вам будет интересно