Вояж Блинкена по Центральной Азии: подоплёка и последствия

photo_2023-03-01_17-51-11

Американский госсекретарь Энтони Блинкен накануне встречи «Большой двадцатки» в Индии совершил вояж по странам Центральной Азии. Официальная версия цели визитов — укрепление стратегического партнёрства США с этими странами. Помимо прочего очевидно и желание штатов ослабить взаимодействие центральноазиатского региона с Россией, а также оценить уровень его взаимоотношений с Китаем. По мнению экспертов, опрошенных «Родиной на Неве», поездка в большей степени носила характер «зондирования почвы», однако считать, что активность Блинкена не будет иметь никаких последствий, с их точки зрения, недальновидно.

Американский госсекретарь Энтони Блинкен побывал в Казахстане и Узбекистане в целях «укрепления стратегического партнёрства США»

Энтони Блинкен в годовщину с начала специальной военной операции на Украине последовательно посетил Казахстан и Узбекистан. В Астане он принял участие во встрече министров иностранных дел в формате С5+1, то есть пяти стран региона — Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и США. Обсуждались вопросы экономики, безопасности и климата. Со стороны участников общения многократно звучали уверения в укреплении связей и динамичном развитии отношений.

Обращает на себя внимание тот факт, что в ходе визита Блинкен не единожды обвинял Россию в агрессии и акцентировал внимание на необходимости соблюдения санкций в её отношении. При этом была озвучена готовность компенсировать центральноазиатскому бизнесу издержки от ослабления взаимодействия с Россией. Негативную окраску имели и высказывания в отношении Китая. В частности Блинкен заочно грозил Китаю «мерами» в случае поддержки «военных усилий России». «Мы предельно ясно предупредили Китай о тех последствиях, которые его ждут в случае предоставления такой помощи», — высказался американский политик. Ранее он утверждал, что Китай рассматривает возможность поставок оружия России.

Мнением по поводу вояжа Блинкена в Центральную Азию с «Родиной на Неве» поделился политолог Дмитрий Солонников, один из ведущих цикла круглых столов «Центральноазиатский вектор евразийской интеграции»:

«Блинкен не скрывает, что его интересует формат общения с Центральной Азией в формате С5+1, где 5 — это государства центральноазиатского региона, бывшие республики Советского Союза, и Соединённые Штаты. На самом деле периодически встречи в такой конфигурации проходят и с Индией, и с Россией, и с Китаем. Задача Блинкена — поддержать постоянный формат для таких переговоров с Соединёнными Штатами. В идеальном варианте — создать некую постоянную площадку.

Ни для кого не секрет, что это всё делается для того, чтобы переформатировать Центральную Азию с российско-китайского направления — даже пока что больше с российского — на проамериканское. И здесь есть два направления: первое тактическое, которое нужно реализовывать здесь и сейчас, а второе — более стратегическое. Тактическое — это склонить государства Центральной Азии к тому, чтобы они более активно поддерживали санкционный режим, наложенный Соединёнными Штатами и Евросоюзом. То есть цель — вывести центральноазиатские государства из «серого» режима взаимоотношений с Россией полностью в зону экстерриториального действия санкций Соединённых Штатов. Их задача здесь и сейчас: максимально закрыть границы с Россией, и с точки зрения импорта в Россию санкционной продукции, и с точки зрения экспорта из России подсанкционного сырья.

В стратегическом плане — это работа с элитами, попытка переориентировать их на евроатлантическое партнёрство вместо отношений с Россией и Китаем. В стратегии важны отношения с Китаем, предпринимается попытка рассказать, что Китай — это тоже негативный тренд и негативное направление для будущего центральноазиатских республик. Не надо участвовать в совместных проектах с Китаем, в том числе в проекте «Один пояс — один путь». Надо показать центральноазиатским элитам, что их будущее связано с евроатлантической интеграцией. То есть, идёт переманивание элит, формирование для них выгодной стратегии собственного будущего, будущего их детей и семей.

Говорить, что ничего у Блинкена не получится, нельзя. В странах Центральной Азии есть люди, которые готовы и хотели бы ориентироваться на Запад. Очень сильное прозападное лобби есть в Киргизии, очень сильное прозападное лобби существует в Казахстане. В Астане есть университеты, которые ориентируются на Лондон, на Европу, на постоянные связи с европейскими государствами. Есть подготовленная элита, есть люди, с которыми можно говорить, и удобная для этого почва. В Узбекистане тоже готовы рассматривать перспективы евроатлантического вектора развития. Поэтому сказать, что ожидания Блинкена беспочвенны, нельзя. Расчёт вполне понятный, со вполне ожидаемыми последствиями. Он не просто так бьёт в набат, собирает под свой колокол верные ему элитные группы».

Политику США в Центральной Азии оценила в общении с «Родиной на Неве» доктор политических наук, профессор кафедры европейских исследований СПбГУ Наталья Ерёмина:

 «США ещё раньше, чем Европейский Союз обратили внимание на Центральную Азию. Это было преимущественно связано с вопросами безопасности и вообще с ближневосточным вектором американской внешней политики, который у них активно развивался в отличии от Европейского Союза. Но после концентрации на европейском фланге и вывода войск из Афганистана эта тема встала в ряд с другими вопросами, не самыми приоритетными для США. При этом США ещё в 2015 году инициировали постоянный диалог в формате С5+1 — пять центральноазиатских стран и США. И на самом деле, с учётом тех данных, которые мы получали в ходе экспертных взаимодействий с представителями Центральной Азии, было понятно, что этот формат воспринимается как основной во взаимодействии с США, и в общем-то он него никто не отказывается. Здесь должны быть, скорее, инициативы со стороны России, как его изменить.

С учётом того, что происходит переконфигурация во внешней политике, У США сейчас стоит задача сохранить своё присутствие в Центральной Азии и по-максимуму и ослабить присутствие России. У них есть необходимость подтвердить свою готовность вводить вторичные санкции или, напротив, поощрять выполнение задач, которые ставит США. Используется метод кнута и пряника в отношении стран Центральной Азии. В загашнике — идея о противодействии России и Китаю. Причём, в большей степени России. Россия — ключевой игрок в данном случае, поскольку мы говорим ещё и о том, что фактически Россия полностью контролирует вопросы безопасности в этом регионе, в отличие от США, которые эти вопросы не гарантирует никому.

Кроме того, у нас есть данные о том, что США в своё время через программу USAID не так давно по сути финансировали антикитайские движения, в том же Казахстане были выступления. Так что в данном случае они действуют и против России, и против Китая. Сейчас, правда, у них нет ресурсов выбить Россию из этого региона, которая контролирует вопросы безопасности, и также, у них нет ресурса выбить Китай, который очень активно развивает экономическое взаимодействие. Кроме того, на поверхности лежат вопросы энергетики. Они тоже связаны именно с российско-китайским взаимодействием.

Поэтому, я полагаю, для Блинкена стоит задача в том, чтобы проверить и оценить именно устойчивость российско-китайских отношений с точки зрения центральноазиатских партнёров. Что они думают по этому поводу, как воспринимают ситуацию, насколько ощущают наше взаимодействие. Это скорее зондирование почвы, подтверждение тех принципов, которые США проводят в регионе. И, конечно, сделать по-максимуму, чтобы убедить страны (вопреки тому, что они сотрудничают с Россией, входят в ЕАЭС, что идёт сотрудничество по линии ОДКБ) в том, что США — это единственный, кто гарантирует им территориальную целостность. Наверное, это основная задача.

На самом деле есть очень много нюансов, но для России этот визит интересен именно в том плане, что нам нужно посмотреть, как пройдут переговоры. Сохраняется ли уровень политической риторики со стороны стран Центральной Азии, когда участники раскланялись, договорились о чём-то, а по факту делают совершенно другое. Уровень расхождения, между тем, что заявляется, и тем, что делается, увеличивается всё больше. В том числе, кстати, и между тем, чем США угрожают, и что они реально могут предпринять. Я не думаю, что этот визит сильно что-то изменит. Это зондирование почвы».

О подводных камнях во взаимодействии России со странами Центральной Азии рассказал Дмитрий Жвания, председатель профсоюза «Трудовая Евразия»:

«Официальной России пора перестать делать вид, что её отношения со странами Средней Азии исключительно дружественные. Тот же Касым-Жомарт Токаев, как только в Казахстане утихли беспорядки, а наши войска ещё находились в этой стране по его же приглашению, демонстративно назначил на ответственные посты русофобов. Токаев – опытный дипломат. Назначением, например, Аскара Умарова на пост министра информации он дал сигнал, что он не собирается «ложиться под Россию», как казахам-националистам, так и российским коллегам, а заодно, конечно же, и США, а если шире – англосаксам (не будем забывать, что Россия в этом регионе боролась именно с Британской империей и у Британии остаются амбиции вернуться в него). На Петербургском экономическом форуме Токаев в присутствии главы российского государства назвал ДНР и ЛНР «квази-государствами». Зачем? Мог бы промолчать, ведь за язык никто не тянул. Но зачем-то он это сделал.

Кстати, в январе 2022 года наши военные спасли не только токаевский режим, но и защитили прибыли транснациональных корпораций, которые владеют немалой долей экономики Казахстана. Так, 50% крупнейшей нефтедобывающей компании Казахстана «Тенгизшевройл» принадлежит американской корпорации “Chevron”, 25% — компании из США “ExxonMobil”, и только 20% — местной «КазМунайГаз», и 5% — ЛукАрко (дочке «Лукойла»). Американцам очень нравится зарабатывать в Казахстане, так как в этой стране рабочая сила дешёвая, а все проявления рабочего недовольства жестоко подавляются. 

Но казахстанский режим, как и правители других государств Средней Азии, вынуждены постоянно маневрировать. Им не выгодно ругаться с Россией, но они и хотят давать местным националистам повод обвинять их в «подчинении Москве», одновременно им кажется, что, развивая отношения с Западом и конкретно с США, они укрепляют субъектность на международной арене, плюс заручаются выгодными сделками с западными корпорациями, выгодными для них, элит, а не для народов.   

Визит госсекретаря США Энтони Блинкена в Казахстан, участие его в заседании министров группы 5+1 (Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Туркмения и Узбекистан, а также США), а затем его посещение Ташкента, носит, конечно же, демонстративный характер. Особенно в контексте СВО. Это всё равно, как если бы сейчас глава нашего внешнеполитического ведомства разъезжал по Мексике.

Блинкен призывает среднеазиатские элиты не бояться Россию, обещает им помощь США в отстаивании суверенитета их стран. На эти призывы министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди ответил заявлением, что Казахстан «не ощущает рисков» со стороны России, состоя с ней в различных альянсах. Казахстан, как и остальные государства Средней Азии, на примере Украины видят, чем заканчивается откровенная русофобская политика. И если Украина, гранича с Польшей, через это государство получает всё новое западное вооружение, то в тот же Казахстан, если, не дай Бог, он открыто восстанет против России, подобного канала поставок иметь не будет.   

Что касается Узбекистана, то надо учитывать, что из этой страны в Россию текут потоки трудовых мигрантов. По сути, мы открыли для Узбекистана наш рынок труда, что само по себе неправильно. Нельзя позволять агентствам занятости из другого государства хозяйничать на нашем рынке. Ведь в конце концов это не только экономический вопрос, но и вопрос национальной безопасности. Однако, с другой стороны, узбекистанские элиты понимают, что откровенная русофобия вызовет реакцию со стороны России в том числе и в виде ужесточения миграционного законодательства для мигрантов из Узбекистана. Им это не выгодно. В стане продолжается демографический взрыв, им некуда девать рабочие руки. Мигранты, переводя деньги близким в Узбекистан, не только поддерживают их благополучие, но и в целом благотворно влияют на экономику своей страны.     

Не думаю, что визит Блинкена в Казахстан и Узбекистан серьёзно изменит отношение их властей к России. Они как были «многовекторными», так и останутся. И эта «многовекторность» будет продолжаться до тех пор, пока Россия не подорвёт гегемонию США. Если Россия победит на Украине в сражении с глобальным Западом, то государства Средней Азии сами попросятся под наше крыло, в том числе для того, чтобы не попасть с зависимость от Китая, которая буде более жёсткой, чем зависимость от России».

Юлия Медведева

Вам будет интересно