
В дни перехода из одного года в другой театры обычно предлагают спектакли со сказочным или комическим сюжетами. Так принято. Мариинский театр 28 декабря представляет на новой сцене оперу Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта». На первый взгляд – это сказка, населённая множеством персонажей. Но не всё так просто…
«“Волшебная флейта” — это то, что немцы называют Singspiel, то есть пьеса (драматическое произведение) с пением, подобно оперетте, или музыкальной комедии, или опере-балладе, или даже opera comique (фр. — комическая опера). Большинство оперетт и музыкальных комедий демонстрируют определённые нелепости и несуразности в своих сюжетах, и эта опера не исключение», — пишет Генри У. Саймон в книге «Сто великих опер».
В марте 1791 года Эммануил Шиканедер, актёр, антрепренер, вольнодумец, связанный с масонами, ангажировал Вольфганга Амадея Моцарта на создание оперы. Её либретто написал он сам, Шиканедер, по мотивам «Лулу, или Волшебная флейта», одного из сказаний в собрании писателя Кристофа Мартина Виланда.
«История начинается как романтическая сказка, а затем приобретает серьёзный религиозный характер. В сущности, обряды храма Изиды и Озириса обычно считаются отражением идеалов масонского ордена, и разные критики, писавшие об опере много времени спустя после смерти автора, находили во втором действии оперы самый что ни на есть глубокий политический символизм. Быть может, это и так, поскольку оба создателя оперы — Моцарт и его либреттист — были масонами, а официально масонство не пользовалось поддержкой (в 1794 году император Леопольд II, испуганный Французской революцией, застрельщиками которой выступили масоны, и вовсе запретил деятельность масонских лож. — прим. ред.)», — рассказывает Генри У. Саймон.
«Разнообразные экзотические обычаи изображают масонский ритуал и вместе с тем весёлую детскую сказку, нечто среднее между кукольным спектаклем и цирковым представлением. После остросатирического изображения нравов, придающего опере весёлый комический задор, Моцарт обращается к созиданию храма согласия. Мы переносимся в подлинно гётевскую атмосферу; инстинкты подчиняются законам мудрости и доброты, вера в существование которых на земле ещё сохраняется, хотя французская революция показала, что уравновешенность огромной теократической власти более чем иллюзорна» — это уже мнение историка оперы Густаво Маркези.
По его словам, Моцарт «смягчает важность и суровость моральных назиданий, символов, испытаний, понятий, систем, присутствующих в опере и почти давящих на зрителя»: «Игровое начало очевидно в самой структуре, выбранной для этой очаровательной сказки. Перед нами самый настоящий зингшпиль. Чередование слова и музыки — продлённого и четко произнесённого звука — создаёт что-то воздушное, рациональное и вместе с тем простое».
Советский музыковед Михаил Друскин отмечает, что Моцарт вложил в «наивный сюжет серьёзную морально-философскую идею, свои самые глубокие, заветные мысли», но в его трактовке «социальная утопия и фантастика перемешались с юмором, меткими жизненными наблюдениями, сочными бытовыми штрихами».
Премьера «Волшебной флейты» состоялась в венском театре «Ауф дер Виден» 30 сентября 1791 года под управлением Моцарта. Излучающая очарование сказки опера была с восторгом принята публикой и начала победоносный путь по германским странам – от успеха к успеху. Сам композитор писал жене во время постановок в театре «Ауф дер Виден»: «Зал неизменно полон. Дуэт “Мужчина и женщина“ (речь идет о дуэте Памины и Папагено “Когда чуть-чуть влюблён мужчина“ — прим. ред.) “Колокольчики“ из первого акта, как и прежде, требуют исполнить на бис. Как и трио пажей из второго действия. Но что меня больше всего радует, так это молчаливое одобрение! Чувствуется, как опера всё больше растёт в общественном мнении». Однако композитор умер через два с небольшим месяца после премьеры. Умер в нищете. По одной из легенд, его отравили масоны, обиженные на него за то, что он в «Волшебной флейте» высмеял их ритуалы. Но скорее всего это выдумка.
«За два месяца до собственной кончины тридцатипятилетний Моцарт подарил миру одно из самых жизнерадостных и поэтичных своих сочинений, и хотя тень смерти нет-нет да и мелькнёт в светоносной музыке “Флейты”, непреложной остаётся провозглашенная в этой опере-притче победа красоты, добра и истины», — отмечает музыковед Христина Батюшина.
В Мариинском театре «Волшебная флейта» идёт в постановке Екатерины Малой, которая в прошлом сезоне порадовала нас премьерой постановки оперы Джоаккино Россини «Итальянка в Алжире».
Начало спектакля в 19 часов.
Подготовил Дмитрий Жвания