19 декабря 1926 года состоялось открытие первой в Советской России гидроэлектростанции
92 года назад, 19 декабря 1926 года, состоялось открытие первой в Советской России гидроэлектростанции – Волховской ГЭС, ставшей одним из основных звеньев Плана ГОЭЛРО и работающей по сей день. Её история оказалась тесно связана с важными событиями в жизни нашей страны.
Трудное начало
Первый проект строительства гидроэлектростанции на реке Волхов был разработан инженером Генрихом Осиповичем Графтио ещё в 1902 году. Однако возможность создания такого предприятия, производящего дешёвую электроэнергию, встретило активное сопротивление иностранных компаний, владевших паровыми станциями в Санкт-Петербурге. Используя свои связи среди чиновников, они делали всё, чтобы проект не был одобрен, и, в конечном итоге, просто скупили земли вдоль нижнего течения Волхова, сделав какое-либо строительство здесь невозможным.

Впрочем, Графтио не отступал, и в 1914 году представил новый проект, предусматривающий использование на ГЭС мощных современных турбин. Однако начало Первой мировой войны отодвинуло эти планы на неопределённый срок.
В 1917 году инженер предложил свой проект Временному правительству, которое санкционировало начало подготовительных строительных работ, но из-за экономического кризиса и общей неразберихи они остановились.
После прихода к власти большевиков проектом заинтересовался Владимир Ленин, давший указание продолжить подготовку к строительству гидроэлектростанции, но разразившаяся Гражданская война вновь повлияла на эти планы.
«Даёшь Волховстрой!»
После победы большевиков, 16 сентября 1921 года постановлением Совета труда и обороны строительство Волховской ГЭС было включено в план ГОЭЛРО, и в том же году возобновлено. 4-я сессия ВЦИК РСФСР 8-го созыва (5 -7 октября 1921 года), заслушав доклад Графтио, приняла резолюцию, в которой указывалось, что срочное строительство Волховской ГЭС кардинально решит топливный кризис и обеспечит электроснабжение Петрограда и городской промышленности. Всем соответствующим органам было поручено оказывать всемерную поддержку работам на Волховстрое. Занятым на строительстве, руководимым Генрихом Графтио, были обещаны продовольственные пайки и денежное довольствие.

В желающих работать на таких условиях в голодающей России не было недостатка. И если в конце 1921 года на строительстве было занято 4, 5 тысячи человек, то к осени 1922 года их число возросло до 14,5 тысячи. Люди съезжались со всех концов страны – из Ярославля, Калуги, Твери, Череповца, Костромы. Ехали целыми артелями со своими инструментами. По ходу новаторских для того времени работ проект строительства постоянно корректировался, изобретались и внедрялись новые механизмы.
Параллельно специальная комиссия была отправлена в Европу для закупок оборудования. В Швеции было приобретено турбин и другой электротехники на сумму 11,5 миллиона шведских крон, в Англии – на 134 тысячи фунтов.
Ближе к завершению строительства ленинградский завод «Электросила» смог выпустить четыре отечественных гидрогенератора, которые были успешно установлены на ГЭС.
Для покрытия дефицита стройматериалов шли на беспрецедентные меры, не считаясь с затратами. Так, например, 3/4 цемента, необходимого для строительства, было привезено по морю из Новороссийска, для чего судам пришлось обогнуть всю Европу.
В ходе строительства было образовано Волховское водохранилище площадью 667 квадратных километров.
Летом 1926 года был введён в эксплуатацию шлюз, обеспечивающий непрерывное судоходство по Волхову. А 19 декабря 1926 года в присутствии членов советского правительства состоялся торжественный пуск трёх гидроагрегатов Волховской ГЭС. В следующем году были запущены все остальные, и станция заработала на полную мощность, составившую 58 МегаВатт. К началу Великой Отечественной войны её мощность увеличилась до 66 МВт, сделав Волховскую ГЭС самой крупной на тот момент в Европе.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Плотина Волховской ГЭС перекрыла путь на нерест волховского сига, регулярно заходившего в Волхов из Ладоги и плывшего далее до Новгорода. Это вызвано неудачной конструкцией рыбопропускного сооружения. Переделать его возможности уже не было. В итоге, в Волхове построили рыбоводный завод по разведению лососевых, сиговых, частиковых и миноги, которых выпускают в Ладогу. А вот в Новгороде с тех пор сиг не ловится.
Электрическая «дорога жизни»
В конце 1941 года из-за приближения немецких войск к Ленинграду оборудование Волховской ГЭС было демонтировано и вывезено. Однако ввиду стабильности фронта осенью 1942 года три агрегата по 8 МВт каждый вернули на станцию. Завод «Севкабель» получил правительственное задание изготовить кабель для прокладки по дну Ладоги от Волховской ГЭС к Ленинграду.

Кабель укладывали ночью со специально оборудованного судна. При налёте немецкой авиации оно было потоплено, но прокладку удалось завершить. 23 сентября 1942 года в блокадный город пошёл ток с Волховской ГЭС.
После того как Ладога замерзла, за 12 дней была сооружена воздушная электролиния, заработавшая в январе 1943 года. Опоры её столбов были впаяны в лёд.
Она просуществовала 68 дней и была демонтирована в связи с потеплением. В мае 1943 года была построена высоковольтная линия электропередачи Волхов-Ленинград с переходом через Неву на сваях старого железнодорожного моста.
В октябре 1944 года были введены в строй восемь главных гидроагрегатов станции общей мощностью 64 МВт. Полностью восстановление ГЭС было завершено в 1945 году.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Кабель, изготовленный для прокладки по дну Ладоги, рабочие называли «кабель жизни». Но было у него и другое название – «кабель с денежкой». Дело в том, что изоляцию делали из бумаги для печати денег с фабрики Гознака, так как другого изоляционного материала в таком количестве в блокадном городе попросту не было.
Волховская ГЭС продолжает оставаться в строю по сей день. Она является частью энергосистемы Петербурга, а её мощность составляет 86 МВт. Неподалёку находится музей-квартира Генриха Графтио. В неё, а также на плотину ГЭС, признанную памятников науки и техники, водят экскурсии.
Игорь ЧЕРЕВКО