Эти юго-восточные районы Ленобласти, расположенные по берегам реки Волхов, образуют своеобразный перешеек между Ладожским озером и границей с соседней Новгородчиной. Здесь исторически пересекаются многие торговые пути. Помогает ли это ускоренному экономическому развитию?
Обходимся без греков и варягов
Транспортная логистика обоих территорий, через которые когда-то проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки», сейчас несколько витиевата, но в целом определённа и при некотором совершенствовании будет вполне удовлетворять интересам экономического развития.
Территорию Волховского района пересекают две федеральные автотрассы – Р-21 «Кола» (Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск – Печенга – граница с Норвегией) и А114 (Вологда – Череповец – Пикалёво – Бокситогорск – Тихвин – Новая Ладога), а Киришский – ни одной.
Примерно в 50 километрах от этого города проходит М-10 «Россия» (Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург). Соединяет же все эти три федеральные автотрассы, а заодно и оба райцентра – Волхов и Кириши – региональная дорога, которая раньше именовалась А-115 (Зуево – Новая Ладога).
Длина этой трассы от «России» до «Колы» составляет 120 километров. По большому счёту, ей тоже следовало быть федеральной, учитывая её значение, в том числе и для транзита большегрузов, которые следуют по ней из Москвы в Карелию или Мурманск (экономия на маршруте – около 130 километров).
Кстати
Дорога проходит по левому берегу Волхова, иногда впритык к реке, в населённых пунктах непосредственно у трассы расположены жилые дома и другие постройки, плюс местами рядом с автомобильной проходит линия железной дороги Чудово – Волховстрой. Всё это усложняет содержание и развитие этой магистрали.
Региональная дорога Кириши – Городище – Волхов соединяет два райцентра по правому берегу Волхова. Её протяжённость составляет 52 километра.
Что касается водного транспорта, то по пути «из варяг в греки» (Петербург – Великий Новгород) в летнее время по реке Волхов курсируют лишь туристические теплоходы. В последние годы для этого построено несколько пристаней, например, в Старой Ладоге, но сказать, что маршрут работает «по полной программе» пока нельзя.
Железная логика
Железнодорожная станция Кириши расположена на участке Мга – Неболчи – Сонково Савеловской линии Октябрьской железной дороги в 116 километрах от Санкт-Петербурга. Эта ветка была построена в начале ХХ века как резервная для сообщения между обеими российскими столицами. Но движение по линии Ленинград – Мга – Сонково было открыто лишь в 1920-х годах, тогда же был построен мост через Волхов и маршрут состоялся.
На левом берегу реки в пяти километрах от станции проходит железнодорожная линия Волховстрой-1 – Чудово – Великий Новгород, связанная с трассой Мга – Неболчи – Сонково. То есть, помимо прямого направления на Мгу, активно действует и маршрут на Волховстрой. Таким образом, сводятся пути сообщения с центральными, южными и северо-западными регионами России.
Кстати
Возникновение железнодорожной станции в Киришах превратило эту заурядную деревню в рабочий посёлок, которому была уготована роль, как сейчас бы сказали, кластера деревообрабатывающей промышленности.
Здесь был построен крупнейший в СССР комбинат, производивший щитовые восьмиквартирные дома, строился химический комбинат, где на основе отходов деревообработки предполагалось производить дёготь, канифоль, скипидар, и спичечная фабрика.
Но все эти планы на нет свела Великая Отечественная война, в ходе которой на территории нынешнего Киришского района было разрушено практически всё. Рабочий посёлок, затем превратившийся в город, вновь появился через 20 лет после Победы, но уже совсем не для «деревянной» химии.
История появления Волхова аналогична, с той лишь разницей, что грандиозные промышленные объекты здесь успели построить до войны, а в её ходе город удалось отстоять, и он не был оккупирован фашистами.
Железная дорога Санкт-Петербург – Вологда пришла в эти края, где располагалось несколько довольно крупных и старинных сёл, в 1904 году. Станция получила название Званка по имени одной из близлежащих деревень. В 1916 году отсюда проложили и «чугунку» на Мурманск. Через реку был перекинут мост с ажурными фермами, которые до перестройки переправы можно было видеть ещё несколько лет назад.
В 1918 году здесь развернулось строительство Волховской ГЭС, ставшей первой крупной гидроэлектростанцией России. Впрочем, проект был разработан ещё до революции, помимо получения энергии он ещё и освободил реку от мощных порогов, которые мешали судоходству со времён пути «из варяг в греки».
Так возник и постепенно разросся по обеим сторонам Волхова рабочий посёлок, получивший в 1933 году статус города. За несколько лет до этого – в 1929-м – на правом берегу реки недалеко от плотины ГЭС был заложен первый в СССР алюминиевый завод (производство этого металла, как известно, очень энергоёмко).
Кстати
Тогда же тут открыли диспетчерский пункт Управления Соловецких лагерей особого назначения. Понятно, что «великие стройки коммунизма» и в Волхове не обошлись без труда заключённых.
На сегодня через волховский железнодорожный узел циркулируют грузы из центральных, южных и северных регионов России, направляемые в Петербург, Усть-Лугу, другие порты Финского залива и частично в обратном направлении (хотя бы порожняк). В том числе это и производимый в Киришах высокооктановый бензин.
Но, как и в случае с Лужским и Волосовским районами, речь идёт только о транзите – никаких значительных логистических комплексов, аккумулирующих и перераспределяющих по направлениям автомобильные поставки грузов, в Волхове и Киришах нет – только железнодорожная сортировка.
Да здравствуют моногорода?
После скандальной истории с Пикалёво это слово «моногород» воспринимается исключительно в тревожном смысле, поскольку речь идёт о поселении, существующем при крупном предприятии, которое, если «накрывается медным тазом», то тянет за собой в пропасть и всю социальную сферу этого населённого пункта.
Но дело в том, что есть и моногорода, судьбоносным предприятиям которых ничего плохого в обозримом будущем не грозит. Например, в Ленинградской области город Сосновый Бор прекрасно существует и развивается при атомной электростанции.
В аналогичной позиции находится и город Кириши, восставший из пепла в 60-е годы прошлого века, когда здесь было решено построить огромный нефтеперерабатывающий завод и на эту ударную комсомольскую стройку ринулись молодые и рьяные – советский социальный лифт с возможностью получить жильё и карьерный рост.
Киришский нефтеперерабатывающий завод («Кинеф», входит в структуру ПАО «Сургутнефтегаз») является основным поставщиком нефтепродуктов для Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей, а также осуществляет поставки на экспорт. По объёму переработки (21 миллион тонн в год) предприятие входит в пятёрку крупнейших российских заводов этой отрасли.
Здесь производятся все виды топлива, а также продукция для нефтехимической и лакокрасочной промышленности, для предприятий бытовой химии и строительной индустрии. Уровень автоматизации технологических процессов превышает 85 процентов.
Кстати
После ввода в эксплуатацию в 2018 году комплекса производства высокооктановых бензинов все автомобильные бензины выпускаются в соответствии со стандартом Евро-5.
Работают на заводе 7,5 тысячи человек, оборот за 2018 год составил 62,5 миллиарда рублей. По показателю выручки занимает четвёртое место в регионе, а по стоимости активов (139 миллиардов рублей) – первое место среди коммерческих предприятий Ленобласти. Оборот «Сургутнефтегаз» за тот же 2018 год составил 1,5 триллиона рублей.
За январь-декабрь 2020 года крупными и средними промышленными организациями Киришского района отгружено товаров и выполнено работ на 69,5 миллиарда рублей (88,7 процента к уровню прошлого года в действующих ценах). По обрабатывающим производствам – 52,3 миллиарда рублей (91,2 процента к уровню 2019-го, 67 процентов в общем объёме отгрузки по району). Снижение на 8,8 процента связано с переходом ООО «Кинеф» на 100-процентный процессинг и работу на давальческом сырье, из-за чего в статистике иначе стали отражаться данные по отгрузке – часть её идёт в отчёт ПАО «Сургутнефтегаз».
В Волховском районе в разряд моногородов, по большому счёту, попадает Сясьстрой, где расположен целлюлозно-бумажный комбинат, построенный ещё в советское время (основан в 1925 году) и ориентированный позднее на производство туалетной бумаги и гигиенических салфеток. Ожидать, что эта продукция окажется на рынке невостребованной, невозможно в сколько-нибудь обозримом будущем.
Кстати
Выручка предприятия по итогам 2019 года составила 8,6 миллиарда рублей, что на 4,3 процента меньше, чем в 2018-м, но тоже хорошо. Только туалетной бумаги здесь производится 600 миллионов рулонов, салфеток – 5 миллионов пачек, бумажной санитарно-гигиенической основы – 100 тысяч тонн в год.
Химичим по полной программе
Сложнее ситуация с городом Волховом, который, так уж получилось в силу ряда градостроительных и планировочных ошибок, по сути распадается на два поселения, недостаточно связанных друг с другом (об этом поговорим отдельно и в другой раз). Расположенный на левом берегу реки Волхов-1 по-прежнему ориентирован на железнодорожную станцию, которая в последние годы развивается очень активно. Промышленные и иные предприятия в этой части города преследуют неприятности.
Например, «не пошёл» проект создания на основе местной нефтебазы производства высокооктанового бензина (банкротство), ещё советский завод железобетонных конструкций реанимировать тоже не удаётся.
Расположенный на правом берегу реки Волхов-2, так сказать, более диверсифицирован, но всё же, как и прежде, ориентирован на алюминиевый завод, который, впрочем, давно «перестроился».
Когда-то здесь на основе сырья из Бокситогорского района Ленобласти (Пикалёво) производили и алюминий, и цемент, и минеральные удобрения, и компоненты для синтетических моющих средств. В 1997 году предприятие было признано банкротом, затем разделено на три части.
На сегодня производство алюминия («Русал» Олега Дерипаски и Романа Абрамовича) здесь прекращено, с цементом тоже как-то не очень, а химическая часть предприятия превратилась в АО «Метахим», которое в 2012-м перешло группе «ФосАгро».
Кстати
Объём производства предприятиями «ФосАгро» удобрений в 2018 году составил 9 миллионов тонн, 6,5 миллиона из которых было экспортировано. Выручка компании составила 233 миллиарда рублей, чистая прибыль – 22 миллиарда рублей.
В Инвестиционном паспорте Волховского района читаем такой патетический текст: «Один из крупнейших в мире производителей фосфорсодержащих удобрений Группа «ФосАгро» приступила к строительству комплекса по производству фосфорсодержащих удобрений и энергоустановки на базе Волховского филиала АО «Апатит». Объем инвестиций в проект, который будет профинансирован за счёт собственных и привлечённых средств, оценивается на уровне более 23 миллиардов рублей. Срок реализации – 2023 год. В рамках проекта будут построены производства серной кислоты мощностью 800 тысяч тонн в год, по выпуску минеральных удобрений, включая водорастворимый моноаммонийфосфат, склады жидкого аммиака и готовой продукции, теплоэлектроцентраль с энергоустановкой мощностью 25 МВт, техническое перевооружение пройдут производства экстракционной фосфорной кислоты с увеличением мощностей до 500 тысяч тонн в год. Производство создаст более 200 рабочих мест. С выходом на проектную мощность объём выпуска минеральных удобрений превысит 840 тысяч тонн в год».
Основным владельцем компании СМИ называют Андрея Гурьева, который в 2001-2013 годах представлял в Совете Федерации Мурманскую область, мастер спорта международного класса по дзюдо, заслуженный тренер России, заместитель председателя совета директоров ПАО «ФосАгро». Председателем правления, генеральным директором и членом совета директоров ПАО «ФосАгро» является его сын – тоже Андрей Гурьев.
Всё в том же Инвестиционном паспорте Волховского района отмечено: «По инициативе и на средства компании «ФосАгро», оказывающей постоянную благотворительную помощь, в мае 2018 года состоялась закладка первого камня в основание будущего Храма в честь святого апостола Андрея Первозванного. 6 июня 2019 года храм был торжественно освящён».
Вообще в связи с появлением «ФосАгро» в Волхове было произнесено много всяческих обещаний «озолотить» этот город и превратить его чуть ли не во Флоренцию. Скептически настроенные эксперты говорят, что предприятие имеет статус филиала АО «Апатит» (череповецкий химический кластер «ФосАгро»), то есть налоговые отчисления, скорее всего, достанутся Вологодской области, а Волхову – только благотворительность.
О погоде, природе и экологии
Плоский рельеф территории Киришского района в сочетании с тяжёлым водоупорным грунтом располагают к сильной заболоченности. Под болотами находится 1/6 часть, а леса занимают 2/3 всей его площади. В большинстве своём они осиново-березовые с примесью хвойных заросли, которые образовались на месте заболоченных ельников с торфяно-подзолисто-глеевыми и торфяными почвами.
Сельскохозяйственные земли занимают около 1/7 территории района (около 15 процентов) и находятся главным образом в дренированных приречных участках долины Волхова и на юге – по Пчевже и Шарье. Среди полезных ископаемых промышленное значение имеют торф, глины и гравий.
Волховский район не сильно отличается от этих параметров. Земли лесного фонда занимают здесь 344,4 тысячи гектаров, что составляет 67 процентов территории (расчётная лесосека – 651 тысячи кубометров). Площадь охотничьих угодий составляет 480 тысяч гектаров.
Район богат источниками пресных подземных вод, есть источники с повышенной минерализацией, имеющие ценные лечебные и пищевые характеристики. Из полезных ископаемых запасы глины составляют 26 миллионов кубометров, песка – 10 миллионов кубометров, местный известняк используется для производства строительных материалов. При этом, по оценкам специалистов, на территории Волховского района возможны залежи нефти и газа. Осталось только найти алмазы.
В Киришском районе насчитывается 93 садоводства. Близ озёр около Будогощи расположено несколько лагерей отдыха и санаториев. С достопримечательностями, а значит и с развитием туризма здесь всё не просто.
В Волховском районе с садоводствами дело обстоит тоже хорошо – их много, только в массиве Пупышево насчитывается 69 дачно-огородных товариществ (свыше 20 тысяч участков), летом здесь отдыхают до 100 тысяч человек, абсолютное большинство из которых – петербуржцы.
Туристический поток обеспечивает району, прежде всего, заповедник в Старой Ладоге, но всё больше привлекает путешественников и старинная купеческая Новая Ладога, другие объекты. Правда, недавно пожар практически уничтожил историческую усадьбу в Колчаново, где располагается детский пульмонологический санаторий.
Кстати
В отчётах местных администраций о социально-экономическом развитии вы не найдёте данных о доходах от туризма и сезонном влиянии на потребительский рынок многочисленных дачников. А жаль – это интересные цифры для потенциальных инвесторов.
Всё большее значение приобретает и экологический фактор. Интерес горожан к загородной недвижимости отчётливо оформился в экономический тренд, чему дополнительно поспособствовала пандемия коронавируса. В связи с этим «горячей» остаётся тема полигона твёрдых бытовых отходов близ дачного массива Пупышево в Волховском районе.
Не утихают и страсти по поводу выбросов из труб «ФосАгро» в Волхове «просто пара», который почему-то очень неприятно пахнет. Тут, конечно, ажиотаж может частично снять реализация заявленной на днях инициативы о размещении в жилых кварталах датчиков состояния атмосферного воздуха с общедоступным доступом к их показаниям. Но даже если все предельно допустимые концентрации опасных веществ окажутся в норме, неприятный запах будет фактором, влияющим на оценку качества жизни в городе. С этим – чем дальше, тем сильнее – придётся считаться.
Немного свежей статистики
Волховский район:
Объем отгруженной промышленной продукции в январе-декабре 2020-го составил 34,9 миллиарда рублей (88,9 процента к позапрошлому году), в расчёте на душу населения – 395,3 тысячи рублей.
Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях на 1 января 2021-го составило 13,1 тысячи голов (101,2 процента к прошлому году).
Производство основных видов продукции сельского хозяйства организациями (включая малые и микропредприятия) составило в 2020-м: молоко – 55,1 тысячи тонн (104,7 процента к позапрошлому году), мясо (в живом весе) – 2,8 тысячи тонн (81,8 процента), средний надой молока на одну корову в год – 8,3 тысячи килограммов (почти 105 процентов).
Сальдированный финансовый результат деятельности организаций снизился за прошлый год на 3,9 миллиарда рублей.
Киришский район:
Объем отгруженной промышленной продукции в январе-декабре 2020-го составил 75,8 миллиарда рублей (88,7 процента к позапрошлому году), в расчёте на душу населения – 1,2 миллиона рублей.
Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях района составило на 1 января 2021-го 6 тысяч голов (99,97 процента к прошлому году).
Производство основных видов продукции сельского хозяйства организациями (включая малые и микропредприятия) составило в 2020-м: молоко – 21,8 тысячи тонн (110,2 процента к позапрошлому году), мясо (в живом весе) – 610,3 тонны, средний надой молока на одну корову в год – 7,9 тысячи килограммов (почти 107 процентов).
Сальдированный финансовый результат деятельности организаций снизился за прошлый год на 56,7 миллиона рублей.
Для справки: площадь Киришского района составляет 6,3 тысячи квадратных километров, население убывает и по прошлогодним данным насчитывает 61,5 тысячи человек, в городских условиях (Кириши и посёлок Будогощь) живут 88 процентов жителей. Площадь Волховского района – 5,1 тысячи квадратных километров, население сокращается, по прошлогодним данным, его численность составила 88,2 тысячи человек, свыше 65 тысяч из них проживают в городах (Волхов, Новая Ладога, Сясьстрой).
Игорь Теплов
Фото junix.ru, triptonkosti.ru