Дирекция музея-памятника «Исаакиевский собор» поведала о своих планах использования особняка княгини Юсуповой на Литейном, который недавно был передан этому учреждению. Грядёт реставрация. А что дальше?
Директор государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Юрий Мудров сообщил на днях журналистам, что в ближайшее время планируется провести комплексное обследование особняка княгини Зинаиды Юсуповой на Литейном проспекте, №42, дабы определить объём ремонтно-реставрационных работ. Таковые обещают быть масштабными. В ближайшее время будет объявлен конкурс на проведение обследования, а собственно приведение здания в порядок запланировано предварительно на 2023-2024 годы.
В январе особняк был передан городом с правами оперативного управления этому музейному учреждению. Строение площадью более 7000 квадратных метров, по словам специалистов и директора «Исаакиевского собора», находится «в очень тяжёлом состоянии». Реставрация будет проводиться в сотрудничестве и под контролем петербургского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
В качестве основных проблем старинного здания обозначены протечки кровли, состояние фасада здания (есть аварийные участки, которые уже латают, демонтированы некоторые фрагменты художественной отделки), инженерные сети (их в предыдущий раз ремонтировали в 1980-1990 годах).
Интерьеры дворца неоднократно приводились в порядок и поддерживались в хорошем состоянии в советское время, поэтому в общем и целом сохранились и выглядят не так уж плохо. Тем не менее, им тоже предстоит реставрация. Заявлено, что специалистам предстоит для этого выявить и изучить исторические документы и чертежи.
«Город собирается оказать поддержку в проведении больших реставрационных работ. Пока мы работаем сами», — отметил Юрий Мудров. Также он сообщил журналистам, что музей теперь не строит никаких планов по поводу здания на Большой Морской улице, №40. «Мы вернём в казну это здание, потому что нам предложили другое. Сегодня все наши планы переносятся сюда. Здесь будет культурно-музейное пространство, к конкретике придём позднее», — заявил директор.
По поводу планов на будущее. Заявлено, что во дворце Юсуповой «Исаакиевский собор» планирует организовывать временные выставки, театральный зал, который был создан здесь в начале ХХ века на месте зимнего сада и внутреннего двора, предполагается использовать для концертных и лекционных мероприятий.
«Вы помните, что у нас есть хор. Он много выступает. У них, может быть, наконец, появится площадка для того, чтобы вести в полном объёме концертную работу», — заметил Мудров. Речь идёт о хоре, который прежде до передачи Русской Православной церкви Воскресенского всех учебных заведений Смольного собора там базировался.
Кроме того, в юсуповском особняке планируется разместить некий Музей реставрации.
«Собственно, концепцию мы разработали, приступили к сбору каких-то материалов. Дело в том, что Ленинград, Петербург — это крупнейший центр реставрации и нашей страны, и всего мира. То чудо послевоенного возрождения, которое было осуществлено, оно получило отклик во всем мире, и наша реставрация была признана эталонной», — говорит Мудров.
С этим утверждением сложно спорить, но что из себя может представлять Музей реставрации — непонятно и не объясняется. Как будет выглядеть такая экспозиция? Какие тут возможны экспонаты, привлекающие внимание широкой публики? На эти вопросы пока ответа нет.
Обычно различные музеи сами устраивают выставки и постоянные стенды, посвящённые реставрации произведений искусства из своих фондов, фасадов и интерьеров зданий, где они расположены. Так что идея Музея реставрации под эгидой «Исаакиевского собора» выглядит не слишком убедительно…
Об истории особняка Зинаиды Юсуповой на Литейном «Родина на Неве» уже подробно рассказывала, поэтому напомним лишь некоторые обстоятельства.
Первоначальный проект дворца для княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой (1810-1893) разработал Гаральд Андреевич (Эрнестович) Боссе (1812-1894) — академик и профессор Императорской Академии художеств, статский советник. Якобы его вариант не понравился заказчице (о которой мы поговорим чуть позже) и поэтому далее здание «рисовал» другой архитектор (тоже из немцев, тоже академик и профессор Императорской Академии художеств) — Людвиг Людвигович Бонштедт (1822-1885).
Строилось здание и оформлялись его интерьеры с 1852 по 1859 год. Среди других зданий, построенных в это время в Петербурге в стиле необарокко, дом Юсуповой отличает отделка фасадов натуральным камнем — бременским песчаником, доставленным из Германии, и гатчинским (пудожским) известняком. Подобная облицовка характерна для проектов Боссе. Парадные залы и покои хозяйки, выполненные по большей части в том же стиле, богато украшены лепниной, позолотой, искусственным мрамором и натуральным камнем, деталями из папье-маше, бронзы и других материалов.
Среди помещений дворца искусствоведы выделяют парадную лестницу, портретный и концертный залы, библиотеку (стены которой украшали панно работы выдающегося французского художника Юбера Робера), большую столовую и другие интерьеры. Весь дом был насыщен уникальными произведениями искусства из коллекций Юсуповых, которые после смерти хозяйки из дома на Литейном постепенно были вывезены. В начале ХХ века особняком уже владел правнук Зинаиды Ивановны — князь Феликс Феликсович Юсупов (1887-1967), всем хорошо известный своим участием в убийстве Григория Распутина.
В 1908 году здание, где оборудовали зрительный зал, было сдано в аренду Союзу драматических и музыкальных писателей, здесь квартировал очень популярный в начале ХХ века петербургский театр «Кривое зеркало».
Во время Первой мировой войны во дворце был организован госпиталь. После 1917 года здесь располагался Союз архитектурно-строительных рабочих, Польский дом просвещения, экономический факультет Университета марксизма-ленинизма, Дом политического просвещения, общество «Знание», Институт внешнеэкономических связей, экономики и права. Также в период с 1951-го и вплоть до января 2023 года в здании размещались другие общественные и коммерческие организации.
Что и как тут будет дальше, по-прежнему не очень понятно.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайтов www.citywalls.ru, Государственного Эрмитажа и справочных ресурсов Интернета