Перейти к содержимому
Главная страница Власти столиц хотят «подвинуть» мигрантов в такси

Власти столиц хотят «подвинуть» мигрантов в такси

Мэр Москвы и губернаторы Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей предлагают законодательно ограничить гастарбайтерам возможность заниматься пассажирским извозом. Опоздали.

В 57,6% заказов на вызов приезжает машина с водителем, который прибыл в Россию из ближнего зарубежья

Мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Петербурга Александр Беглов, главы Московской области Андрей Воробьёв и Ленинградской Александр Дрозденко обратились в правительство РФ в связи с доработкой проекта закона о такси, который сейчас рассматривается в Государственной думе. Документ предполагает разрешение работать таксистами самозанятым гражданам без регистрации индивидуального предприятия, как сейчас.

Губернаторы двух российских столиц и прилегающих к ним регионов предлагают позволить это только гражданам РФ. Мотивируется предложение обеспечением доступности этого вида деятельности для россиян, потерявших работу, легализации такого бизнеса, «оставив для иностранных граждан действующий порядок допуска к осуществлению перевозок в статусе индивидуальных предпринимателей или юридических лиц».

Говорится о вытеснении с этого рынка россиян мигрантами, которых среди таксистов уже свыше половины, а допуск их к пассажирскому извозу в качестве самозанятых влечёт за собой «создание проблем для регионов», на которые приходится примерно 180 тысяч таксомоторов, то есть почти половина всех «шашечек» в России.

Согласно международным обязательствам России, статус самозанятого могут получить граждане стран Евразийского экономического союза, куда входят, помимо РФ, Киргизия, Армения, Белоруссия и Казахстан.

Немного статистики. Объём рынка такси в денежном выражении в 2019 году составил в России около 700 миллиардов рублей, водителями наёмных авто работали примерно 600 тысяч человек. Средний доход водителя такси в Москве и Санкт-Петербурге составлял в прошлом году около 83 тысячи рублей в месяц, в других российских городах-миллионниках – 74 тысячи рублей (данные Аналитического центра при правительстве РФ).

Количество официальных такси в расчёте на 1000 жителей в Санкт-Петербурге и его пригородах составляет 4,8, в то время как в Московской агломерации – 6,0. Средняя зарплата для профессии «Водитель такси» в Ленинградской области в период с ноября 2019-го по октябрь 2020-го составила 67 819 рублей в месяц.

Весной 2020-го в период режима самоизоляции из-за пандемии коронавируса таксомоторный рынок «просел» примерно на 50%, несмотря на запрет работы сервиса каршеринга – главного конкурента. При этом, согласно опросам, россияне считают такси наиболее безопасным видом транспорта в сложной эпидемиологической ситуации.

В связи с инициативой «большой четвёрки» эксперты рынка обращают внимание на ряд обстоятельств:

1. Переход водителей такси на самозанятость позволит этой сфере перевозок уйти от нелегальных полулегальных схем работы, но ограничение для мигрантов не приведёт к существенному снижению их числа, поскольку большинство из них работает через таксопарки. К тому же на данный момент лишь у 2% всех самозанятых в РФ нет российского гражданства.

2. Прошлогоднее исследование таксомоторного рынка в Москве показало, что у агрегаторов «Везёт», «Яндекс.Такси», «Убер», «Гетт» и «Ситимобил» в 57,6% заказов на вызов приезжает машина с водителем, который прибыл в Россию из ближнего зарубежья.

3. Согласно опубликованному на днях исследованию Центра стратегических разработок, примерно 40% российских компаний, которые традиционно нанимали на работу мигрантов, сейчас испытывают недостаток в рабочей силе, причём особенно острый дефицит кадров отмечен в сфере таксомоторных перевозок, а также службах курьерской доставки.

Игорь Теплов

Поделиться ссылкой: