Владимир Комаров: «Если искра творчества в сердце ребёнка зажглась, то она останется в его душе на всю жизнь»

Komarov (10)
Владимир Алексеевич Комаров – «Заслуженный работник культуры РФ»

Это разговор с человеком, который всю жизнь был искренне предан музыке: с ранних лет воспитывался в среде профессиональных музыкантов, а позднее сам стал путеводной звездой для своих учеников. В 1994-м Владимиру Алексеевичу Комарову было присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РФ», а это – наивысшая награда в области культуры. Помимо почётного звания, он был трижды отмечен государственными наградами Российской Федерации: нагрудный знак «Отличник народного просвещения РСФСР», юбилейная медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга», почетное звание «Ветеран труда».

— В каком звуковом пространстве зарождался Ваш слуховой опыт?

— Моя бабушка была крестьянкой из поющего села Мордовии – Жегалово. В детстве много песен я слышал в её исполнении – она была первой певицей в деревне. Позже бабушкина семья переезжала и жила некоторое время в Саранске, Иркутске, Нижнем Новгороде. А мой дедушка воевал за царя на подводной лодке. Когда он окончил службу в Ленинграде, вернулся пешком на родину, в Мордовию. Большевики заняли его дом, хозяйства не было, и пришлось уйти в город Горький (Нижний Новгород). Там он стал сначала мастером часовых дел, затем строил ГЗФС (Горьковский завод фрезерных станков). Позднее этот город стал для меня родным – я и начал обучаться музыке. У моего деда было восемь детей – один мой дядя был музыкантом. Его не забрали на службу по причине слабого здоровья, а отправили в село Дивеево Нижегородской области – там он прожил всю жизнь, будучи музыкантом. В своё время он обучался вместе с Львом Константиновичем Сивухиным, это художественный руководитель Горьковской хоровой капеллы мальчиков. Когда он увидел меня ребёнком, устроил прослушивание у Сивухина, и было принято решение отдать меня обучаться музыке в хоровую капеллу мальчиков в Горький.  На протяжении пяти лет я осваивал музыкальные дисциплины, хотя время было тяжёлое: послевоенная жизнь с продуктовыми карточками, и ожидание понижения цен каждую весну.

Владимир Алексеевич Комаров с образцовым детским коллективом «Детская хоровая студия «Искра»» (2007)

— Как Вы выбрали профессию?

— В хоровой капелле были лучшие преподаватели. Когда я пришёл туда учиться, со мной произошла интересная история. Моим преподавателем по классу скрипки был артист оперного театра – первая скрипка. Как-то он сказал мне: «Принеси мне маленькую скрипочку, она у тебя дома лежит. Мне твои глаза знакомы». Я сказал о просьбе своему деду, он пошёл в подвал, который был в каждом типовом доме, и принёс скрипку восьмушку, совсем маленькую. Учитель мне сказал: «Спасибо большое, она мне очень дорога. А я тебе дам другую». И дал мне свою скрипку: «А теперь вот на этой будешь играть». Она у меня хранится до сих пор как память. Я её тоже кому-нибудь передам из учеников. А вот почему мои глаза были знакомы: один из моих дядек ушёл на войну в 18 лет, выучился на лейтенанта, чтобы быть командиром танка: воевал он отчаянно, выходил из танка, поднимал пехоту в бой. Погиб он в Польше, и осталась только одна его фотография, на которой он запечатлён ещё подростком. На этой фотографии я похож на него – так и узнал учитель его глаза в моих.

— Как происходило формирование музыкального сообщества в хоровой капелле мальчиков?

— Во время обучения в хоровой капелле мальчиков постоянно происходили музыкальные события, в которых необходимо было участвовать: играть на скрипке, фортепиано, выступать в составе хора. Музыкальная среда нас очень объединяла и формировала личности, создавала единение круга приверженцев искусства. Во время обучения в капелле был основан юношеский ансамбль – квартет. В его составе спустя годы мы приехали поздравить с юбилейной датой Эдуарда Борисовича Фертельмейстера (ректора Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки, российского композитора, дирижёра и педагога). Каждый преподаватель капеллы был профессионалом своего дела и вкладывал в детей все знания, которыми обладал сам, в капеллу брали работать только подвижников искусства. Моё обучение в Горьковской хоровой капелле мальчиков завершилось в 1968 году (художественный руководитель народный артист Российской Федерации Л.К. Сивухин), затем я поступил на дирижерско-хоровое отделение Горьковского музыкального училища, которым руководил Анатолий Алексеевич Чижов и которое я окончил в 1972 году.

Моим учителем в капелле и затем в училище был Анатолий Алексеевич Чижов, это один из выдающихся людей, которые двигали хоровое искусство. Балыков Николай Иванович – пианист, мой учитель в училище до четвёртого курса. Из-за необходимости проходить стажировку и оканчивать аспирантуру он уехал из города. Передо мной стал выбор – необходимо было определиться с направлением деятельности, т.к. возможности окончить оба отделения – хорового дирижирования и фортепиано – не было в то время. А так как первоначальное образование моё было хоровое, то выбирать долго не пришлось, самоопределение произошло быстро. Но как исполнителю-пианисту мне довелось сложиться: переиграл много концертов.

— К моменту окончания училища у Вас уже сформировался хороший профессиональный опыт. Что стало для вас следующей ступенью в развитии навыков?

— Я поступил в Ленинградскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова на кафедру хорового дирижирования, в которой обучался до 1977 года. На консультации перед вступительными экзаменами меня сразу приметил мой будущий педагог – Ольхов Константин Абрамович. Моя подготовка позволила пройти вступительные испытания достаточно легко. На первом курсе я принял участие в конкурсе на лучшую музыкальную обработку – мою композицию исполнял хор консерватории, а я выступил в качестве дирижёра. Преподавателем по классу фортепиано у меня была Лившиц Элла Лазаревна: она очень качественно работала с постановкой игрового аппарата пианистов. В годы войны ей пришлось оставить музыку и пойти трудиться на производство, где она получила травму, не совместимую с дальнейшим профессиональным ростом в качестве исполнителя. Каждый раз, когда она демонстрировала игру, то превозмогала мучительную боль. Она научила меня извлекать из инструмента не ритм удара, а само дыхание музыки.  Вот так на протяжении многих лет формируется личность музыканта. Я завершал обучение в 1977 году на дирижёрско-хоровом отделении, в классе Михайлова Авенира Васильевича, у которого был огромный практический опыт работы в капелле, театре и военном ансамбле.

— В какой период времени музыка впервые зазвучала в унисон с Вашей профессиональной жизнью?

— Будучи студентом училища, я начал практиковать работу в качестве концертмейстера. Меня отправили на месяц играть тапёром в коллектив бальных танцев. На одном из концертов мной был выбран такой темп исполнения произведений, под который невозможно было танцевать. Работа концертмейстера требует чуткости и многогранности, ведь аккомпанировать приходится самым разным коллективам – будь это хор или танцевальный коллектив. У каждого своя душа, свои секреты. Нужно уметь ловить хоровое дыхание, понимать язык танца, чувствовать каждое движение. Признаюсь, я оказался далёк от хореографов, их замыслов и страстей. После окончания консерватории, с 1977 по 1979 год, я стал работать хормейстером в ансамбле песни и пляски войск КЗСПО (Краснознаменного Северо-Западного пограничного округа). В ансамбле были военнослужащие, проходящие срочную военную службу, но прошедшие обучение в высших музыкальных учебных заведениях. Это стало для меня прекрасной возможностью все свои навыки отработать на практике.

— За годы педагогической деятельности у Вас наверняка сформировались свои правила в работе с детьми. Что для Вас самое главное в работе с учениками?

— Педагог должен сам «гореть», чтобы «зажечь» детей. Я тоже – «искра». Для начала надо помочь ребёнку в определении направления, в котором ему надо развиваться. С моих репетиций дети уходят вдохновлённые – если искра творчества в них зажглась, то она останется в его душе на всю жизнь, – моя цель достигнута. А когда ученики вспоминают времена, когда были детьми, все говорят одно и то же, но разными словами, и в сердце хранят правило: «Творчество не ради денег. Деньгами не измеришь то счастье – быть человеком».

— В чём Вы сами находите вдохновение?

— В музыке и в детях. Мне нравится помогать детям становиться людьми с богатым внутренним миром, быть в постоянном творческом поиске. Ежедневные заботы – это все вещи необязательные, мимоходные. А творчество – самое главное, что должен реализовывать человек. С детьми работать интереснее, т.к. взрослые всё умеют, их надо только направлять.

— Какими качествами должен обладать участник хорового коллектива?

— В коллективе нужны люди, которых объединяет одно общее дело. Творчество нужно для тех, кто рядом с нами: с кем мы общаемся, для близких нам людей, для публики, которая приходит на концерт. На сцене есть возможность выразить эмоции и чувства через музыку. Получается, ты выходишь на сцену, чтобы выразить себя на публике в художественном образе.

— Вы являетесь художественным руководителем ансамбля преподавателей «Элегия» Детской школы искусств имени М.И. Глинки во Всеволожске. В чём особенность работы со взрослыми профессиональными музыкантами?

— Ансамбль «Элегия» – это тоже мои дети, хотя скорее – дети музыкальные. В тонкости взрослого человека нельзя внедриться, тем более что-то изменить. Взрослый человек сам всё понимает про себя, поэтому здесь можно только верно задать направление развития. Музыкант должен учиться всю свою жизнь, а если нет возможности обучаться, то тренироваться – это и есть обучение. Я редкий свой концерт могу похвалить, неважно, взрослый коллектив выступает или детский. Всё время надо анализировать свою работу с критической стороны.

Беседовала Миллана Фокина

Наша справка:

Владимир Алексеевич Комаров – автор статей районных методических изданий; автором статьи в альманахе Санкт-Петербургской государственной консерватории «Весна в декабре» (2004 г.), статей в сборниках РГПУ им. А.И. Герцена (2019–2024 гг.); автор обработок русских народных песен для детского хора; автор-составитель попурри на мелодии песен о Великой Отечественной войне, о Санкт-Петербурге на мелодии песен санкт-петербургских композиторов.

С 2013 г. – участник сводного хора Санкт-Петербурга.

С 2018 г. по 2019 г. – приглашённый дирижёр сводного хора Санкт-Петербурга.

С 2017 г. – член правления в Ассоциации дирижёров детских и молодёжных хоров Северо- Западного региона.

Высоко оценена его преподавательская деятельность. Он – лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга «Лучший педагог дополнительного образования государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга» (2011 г.); победитель Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2021 г.)

Его награды:

Нагрудный знак «Отличник народного просвещения РСФСР» (1988 г.)

Почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ» (1994 г.)

Юбилейная медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003 г.)

Почетное звание «Ветеран труда» (2013 г.)

Нагрудный знак «За заслуги перед Красногвардейским районом» (2018 г.)

В 2025 году была напечатана книга «Искусство и судьба: портреты заслуженных работников культуры Российской Федерации», аккумулирующая исторический опыт Всеволожского муниципального района в области культуры. Эта книга стала первым районным сборником диалогов об искусстве и раскрыла значение почетного звания.  Интервью – лишь часть этой книги. С полным сборником можно ознакомиться на бесплатной основе по этой ссылке.

Вам будет интересно