В реестр охраняемых объектов культурного наследия внесены здание бывшего винного городка начала XIX века и построенный столетие спустя жилой массив для рабочих. Оба расположены на Васильевском острове сравнительно недалеко друг от друга.
Соответствующие распоряжения главы смольнинского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры опубликованы на днях. Официально новые объекты регионального значения именуются «Здание Винного городка (Товарищества кожевенного заводов “Н.М. Брусницын и сыновья”)» (Кожевенная линия, 30) и «Жилой комплекс “Гаванский рабочий городок” (пять жилых корпусов, служба, ограда)» (Гаванская улица, 47, литеры А, Б, В, Г, Д, И).
Появление первого из этих двух объектов относится к 1811-1812 годам, когда по заказу винного откупщика Абрама Перетца архитектор Викентий Беретти перестроил для размещения складов алкоголя несколько существовавших зданий на Кожевенной линии.
Абрам Израилевич Перетц (1771-1833) — русско-польский предприниматель еврейского происхождения, винный откупщик и поставщик алкогольной продукции в Санкт-Петербург. В конце XVIII века занимался в столице Российской империи кораблестроительными подрядами и привозом соли из Крыма. Затем Перетц «переключился» на алкоголь, который он вёз на берега Невы из Симбирской, Вятской и Пензенской губерний. Этот товар и складировался на Кожевенной линии. Позднее успешный поначалу предприниматель разорился на военных поставках русской армии провианта из-за хронических неплатежей из казны (Отечественная война 1812 года).
Викентий Иванович Беретти (1781-1842) — русский архитектор итальянского происхождения, академик и профессор Императорской Академии художеств, которую окончил в 1804 году после переезда в Россию, главный архитектор Университета Святого Владимира в Киеве, коллежский советник. Состоял в Комитете по постройке Исаакиевского собора и в Комитете о строениях и гидравлических работах. С 1835 года жил и работал в Киеве.
После разорения Перетца с 1816 года и вплоть до 1860-х участок и расположенные на нём строения принадлежали петербургской Казённой палате (основанное в конце XVIII века ведомство для контроля государственных доходов и расходов). Но, судя по косвенным данным, здания никак не использовались и пришли в упадок.
В начале 1860-х участок и здания на нём переходят в собственность Владимирскому кожевенному заводу, который их довольно-таки активно перестраивает.
В 1861 году ставшее теперь памятником здание было двухэтажным в 11 световых осей (окон) по фасаду вдоль Кожевенной линии. Уже в 1862-м его предполагалось надстроить третьим этажом по проекту архитектора Рудольфа Бернгарда, но осуществлено это намерение было только в 1871-м.
Рудольф Богданович Бернгард (1819-1887) — русский архитектор и инженер, специалист по строительной механике и теории сводов, профессор и первый директор знаменитого петербургского Института гражданских инженеров, тайный советник. По его проектам построены здания не только в столице империи (например, заводоуправление и газгольдер завода Петербургского общества освещения), но и в Москве, Киеве, Таллине.
В конце XIX века фасад здания на Кожевенной линии претерпел некоторые изменения (частично заложены бывшие термальные окна на втором этаже, раскрыт дверной проём по центральной оси). Выполнялись подобные переделки и в советское время. Но, тем не менее…
«Объект является уникальным образцом промышленной архитектуры, отражающим исторический период начала XIX века и архитектурные решения своего времени. Архитектурно-художественное оформление лицевого фасада объекта с элементами классицизма является нетипичным для промышленной архитектуры… Характер архитектуры объекта определён культурным контекстом конца XVIII — начала XIX века, когда классицизм в эпоху правления Екатерины II сменился ампиром при Александре I. Элементы оформления лицевого фасада в виде портиков с фронтонами на гранитных колоннах, выделяющиеся на сдержанном фоне гладкой фасадной поверхности, задают симметрию, характерную для классицизма», — говорится в акте государственной историко-культурной экспертизы здания.
Второй объект, ставший теперь памятником истории и культуры регионального значения — Гаванский рабочий городок, расположенный между Малым проспектом Васильевского острова и Гаванской улицей.
«В конце XIX века шло бурное развитие городов, являвшихся крупными промышленными центрами. Возможность найти работу притягивала в города сотни тысяч крестьян. Это был мощный пласт “новых горожан”, лишившихся прежнего привычного для них житейского уклада, и ещё не вписавшихся в новую среду. С другой стороны, в начале XX века не только в России, но и во всем цивилизованном мире, складывалась традиция социальной ответственности: промышленники стали понимать, что крайняя бедность толкает рабочих к бунту и неповиновению, поэтому лучше обеспечить их приемлемыми условиями труда и нормальным жильём. Впрочем, строительство “социального жилья” часто начиналось в тех странах и городах, которые уже пережили крупные социальные потрясения. Для решения жилищного вопроса для рабочих в Гавани (рабочий городок «Товарищества по борьбе с жилищной нуждой») и на Выборгской стороне (жилой городок завода «Людвиг Нобель») появились кварталы, предвосхищающие жилые комплексы советского времени», — говорится в акте государственной историко-культурной экспертизы.
В апреле 1903 года выдающимся русским юристом Дмитрием Дрилем и психиатром Михаилом Нижегородцевым было основано «Товарищество устройства и улучшения жилищ для трудящегося нуждающегося населения» (позднее — «Товарищество борьбы с жилищной нуждой»). Главной задачей деятельности этой организации было создание «гигиенических, рационально устроенных жилищ для бедного населения» с созданием при них «учреждений, способствующих улучшению быта и жизненной обстановки … каковы столовые, читальни, детские сады и т.д.».
Первоначальный капитал для строительства жилого комплекса был собран с помощью пожертвований частных лиц, проведения благотворительных лотерей, а также выпуска паевых акций.
Дмитрий Андреевич Дриль (1846-1910) — российский криминолог, магистр права, глава русской ветви уголовно-антропологической школы (изучение анатомических, физиологических и психологических особенностей преступников, склонных к рецидиву) происходил из малороссийского дворянского рода. В 1873-м окончил юридический факультет Московского университета, где посещал и лекции на медицинском факультете. В 1892-м переехал в Петербург, где вскоре занял должность чиновника особых поручений в Министерстве юстиции. Посещал с инспекциями места ссылки и каторжного заключения. В 1897-м становится руководителем управления воспитательно-исправительных учреждений («колоний для малолетних преступников»).
Проект Гаванского городка был разработан в 1903 году архитектором Николаем Дмитриевым (при участии гражданского инженера В.А. Фёдорова). Для изучения европейского опыта строительства дешёвых жилищ был командирован за границу, где «с особым интересом изучал английский опыт».
Николай Всеволодович Дмитриев (1856 — после 1936) — русский архитектор, происходил из дворян Симбирской губернии, в 1876-м окончил с отличием Санкт-Петербургское строительное училище. В 1885-1902 годах был главным архитектором Гатчинского дворцового управления, действительный статский советник, член Городской управы и Губернского земского собрания, гласный Городской думы, учредитель и председатель правления Общества гражданских инженеров. Был автором проектов многих доходных домов и особняков в Петербурге, крупным домовладельцем. Среди его наиболее значительных работ — дом книгоиздательства А. Ф. Маркса, где размещалась типография журнала «Нива» на Измайловском проспекте, собственный доходный дом с мастерской на Сергиевской улице (ныне улица Чайковского), 34, и др. В 1912-м на свои средства построил Дом просветительных учреждений в память 19 февраля 1861 года (в советское время — Дом культуры имени А.Д. Цюрупы) с театром на 500 человек, музеем, учебными кабинетами, оборудованными новейшими учебными пособиями, книжным магазином, спортивными залами, столовой и душевыми. После 1917 года — в эмиграции во Франции.
Новаторство комплекса Гаванского городка заключалось в отказе от традиционной сплошной застройки по периметру участка. Пять домов были поставлены в системе строчной застройки. Между ними — уютные озеленённые дворы. Закладка первых домов состоялась в 1904 году. Изначально были выстроены лицевые корпуса вдоль Гаванской улицы и Наличного переулка (в настоящее время — Малый проспект Васильевского острова).
«Товарищество предполагает воздвигнуть пять пятиэтажных корпусов с 300 квартирами в одну, две и три комнаты, с отдельными при каждой квартире кухнями. Кроме того, для одиноких мужчин проектировано отвести отдельные комнаты, с выходами в общий коридор без кухни и такие же комнаты, но с общею кухнею, для женщин. При каждой кухне будут находиться светлые кладовые для провизии с вентиляцией. Отопление квартир решено устроить водяное, с вытяжною и нагнетательною вентиляциею. Имея в виду, что недостаточный класс населения не выезжает на дачу, между корпусами проектировано оставить свободными широкие пространства, значительная часть которых будет занята садиками и площадками для игр детей. Многие квартиры будут снабжены балконами. Чтобы обеспечить здания в пожарном отношении, в них устраиваются железно-бетонные прикрытия. На каждый этаж будут идти особые подъёмники», — сообщал в 1904 году журнал «Зодчий».
Жилой комплекс вместил в себя квартиры для более чем тысячи жителей. Семейным рабочим предназначались 198 малогабаритных квартир (в одну, две, реже три комнаты) без коридоров. Одиноким предоставляли одну из 127 отдельных комнат с общими кухнями, туалетами и ванными комнатами. В торцевых частях домов со стороны проспекта были устроены магазины и ясли.
В первом этаже здания в глубине участка работало четырёхклассное училище с рекреационным залом. Эллиптический выступ среднего корпуса вмещал общественный центр: чайную-столовую, библиотеку и зал для общественных собраний с эстрадой и киноаппаратурой. Проект городка также включал в себя часовню, скверы и площадку для игр.
Открытие Гаванского рабочего городка состоялось в 1906 году. Комплекс был заселён практически сразу. В нём жили мастера и служащие заводов, расположенных в Гавани.
«Создание на отдалённой окраине столицы крупного жилого комплекса с культурно-бытовым обслуживанием для малообеспеченных слоёв трудящихся явилось важным социальным и градостроительным экспериментом. В нём нашли отражение демократические устремления архитектуры периода модерна. Это был первый в Санкт‑Петербурге удачный опыт комплексной застройки квартала, который во многом послужил примером для строительства окраинных жилых массивов эпохи конструктивизма», — говорится в информационном сообщении КГИОП.
Все здания комплекса поныне остаются многоквартирными жилыми домами.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайта КГИОП, www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета