Весёлые вечера с Гаэтано Доницетти

Donizetti

20 и 22 февраля можно провести два чудесных вечера с музыкой Гаэтано Доницетти, придя в Мариинский театр. 20 февраля в концертном зале театра будет представлена опера итальянского мастера «Любовный напиток», а 22 февраля на главной (старой) сцене – «Дон Паскуале».

 «Любовный напиток» написан в 1830-м, а «Дон Паскуале» в 1843-м, но обе оперы обращаются к традиции commedia dell’arte – итальянского уличного театра. Это оперы-буфф. Пересказывать их сюжеты необязательно. Тем более что они не слишком замысловатые. В том и другом спектакле есть влюблённые юноши, красивые чувственные женщины, мошенники: в «Доне Паскуале» в этой ипостаси представлен врач Малатеста (что с итальянского можно перевести как «больной на голову»: male – плохо, больно, testa – голова), а в «Любовном напитке» – «чародей» Дулькамара (что в переводе с итальянского – шарлатан), и облапошенные недотёпы.   

«Фарсовые актёры, показывая комических персонажей, по существу пародировали носителей различных пороков… Но, создавая карикатурный образ, необходимо было показать и собственное превосходство над ним, своё остроумие, ловкость, молодой задор. Так рождалась оптимистическая динамика фарса. Эти две черты – характерность, доведённая до пародийной карикатуры, и динамизм, выражающий жизнерадостность самих исполнителей фарса, и составляли сущность буффонной, площадной манеры игры, этой первичной стадии сценического реализма», – объясняет советский театровед Григорий Бояджиев в книге «История западноевропейского театра».

«Доницетти выдавал оперы буквально десятками, – сообщает историк оперы Генри У. Саймон. –Согласно последним подсчётам, произведённым Джанандреа Гаваццени (итальянский дирижёр и музыкальный критик – прим. ред.) в его новой итальянской биографии композитора, всего их было семьдесят, а “Любовный напиток” – сороковая по счёту. Композитору было всего тридцать четыре года, когда он написал её».

Представление об обстановке, в какой создавалась опера, даёт письмо Доницетти либреттисту Феличе Романи (его приводит в своей книге Джанандреа Гаваццени): «Я должен написать оперу за две недели. Вам на вашу работу я даю неделю. Но поимейте в виду: у нас есть немка примадонна, тенор, который заикается, буффо с голосом, как у козла, и никудышный французский бас. При всём этом вы можете себя прославить».

И действительно: опера не только была принята с восторгом публикой на премьере, но и прославила её создателей на века. «Любовный напиток» – самая популярная и известная опера Доницетти. «Написанный с лёгким сердцем, “Любовный напиток” был восторженно принят на премьере и быстро вошёл в репертуар множества театров мира. Сегодня он популярен по-прежнему – может быть, потому что романтики оставили нам не так много комедий», – считает критик Анна Булычёва.  

Но ария Неморино “Una furtiva lagrima” («Скатившаяся слеза») из этой оперы – оперный шедевр, который, наверное, известен больше, чем произведение, в котором он исполняется.  Ария Неморино трогает даже тех, кто не любит искусство оперы. Вне контекста всего спектакля она воспринимается как любовная лирическая песня: влюблённый юноша наконец обрёл надежду на взаимность. В принципе она такой и является. Но зрители/слушатели оперы знают, что Неморино воодушевился благодаря бутылке бордо, принятой им за приворотное зелье. И это обстоятельство вызывает если не смех, то улыбку. А те, что не ведают контекста, слушая арию Неморино, могут и расплакаться от нахлынувших чувств и ассоциаций.  «Вопреки комическим ситуациям, в которые под воздействием вина попадает робкий влюблённый, его мелос, когда он поёт о любви, носит одухотворённый, мечтательный характер», – утверждал советский музыковед Абрам Гозенпуд. А как отмечал итальянский музыковед Родольфо Чилетти, ария Неморино становится «сублимацией любви Неморино благодаря выраженной в нём глубоко романтической муке счастья».

Наверное, правы те, кто считает, что в первой половине XIX века Донецетти предвосхитил «мелодии и ритмы» итальянской эстрады 70-80-х годов века прошлого. Точнее: лучшие хиты итальянской эстрады, например, “Liberta” Аль Бано и Рамины Пауэр чем-то напоминают арию Неморино.   

Интересно, что либреттист Романи не хотел вставлять арию в «уста этого деревенского простака, который разводит патетическое нытьё там, где все должно быть праздником и весельем». «Но Доницетти всё же вынудил его написать стихи, потому что при всём уважении к уму и хорошему вкусу Романи великий бергамасец в театре-то разбирался и знал, что именно нужно публике, особенно когда опера подходит к концу и должна оставить решающее, незабываемое впечатление», – пишет Густаво Маркези в книге «Опера: от истоков до наших дней».

«В “Любовном напитке” все счастливы от начала до конца, за исключением тенора (Неморино), но ведь тенорам и положено страдать. Тем более что этому страданию быстро наступает конец. В настоящей идиллии даже богатый дядюшка помирает исключительно вовремя, чтобы сделать племянника богатым женихом», – замечает критик Анна Булычёва.

А вот в «Доне Паскуале» состоятельный аристократ дон Паскуале счастья не обретает. Его обвели вокруг пальца, и, конечно же, сделала это хитрая влюблённая женщина. «Старики в роли женихов издавна становились объектом для колкостей, но Доницетти в опере-буффа “Дон Паскуале” раскрывает классическую комедийную тему с долей меланхолии и сочувствия к главному герою – быть может, потому, что композитор, который написал эту блестящую партитуру за невероятные одиннадцать дней, сам был в то время уже немолод и глубоко одинок» – таково мнение Анны Булычёвой. Добавим, что вскоре после написания «Дона Паскуале» композитор заболел расстройством психики и отошёл от музыки, а через несколько лет и вовсе умер в 50 лет.

По наблюдениям Генри У. Саймона, историки оперы признают, что «Дон Паскуале» – «самое замечательное творение Доницетти, что оно даже лучше, чем “Лючия де Ламмермур”, или “Любовный напиток”, или “Дочь полка”. «В этой опере нет таких всемирно известных фрагментов, как секстет из “Лючии”, теноровая, ария (Неморино) “Una furtiva lagrima” (“Слёзы любимой видел я”) из “Любовного напитка” или “Salut a la France”из “Дочери полка”, но в ней ни на мгновение не угасает кипучая энергия, мастерское остроумие, и при этом совершенно отсутствует всяческая аффектация», – объясняет эксперт. При достойном исполнении, считает Саймон, «это произведение доставляет большее удовлетворение, чем любое из более ранних и менее гармоничных созданий маэстро». 

В завершение сезона 2021–2022 годов очень весёлая и чуть грустная история после многолетнего перерыва вернулась на афишу Мариинского театра. Без всякого сомнения, где, где, а в Мариинском театре её исполняют достойно, в чём можно убедиться 22 февраля.

Дмитрий Жвания

Вам будет интересно