Руководитель Мариинского театра, знаменитый дирижёр Валерий Гергиев назвал русского и советского композитора Сергея Прокофьева «Моцартом ХХ века». «Не было таких мелодистов, как Прокофьев, в ХХ столетии. Ещё не скоро на земле появятся композиторы, равные дарованию Сергея Сергеевича», — заявил дирижёр на открытии памятника композитору в Москве 11 декабря 2016 года. В правильности этой оценки можно убедиться, придя 20 июня в Мариинский театр, где на старой сцене будет представлена опера Прокофьева «Обручение в монастыре».
«Обручение в монастыре» — лирическая и комическая опера, написанная Сергеем Прокофьевым по мотивам либретто английского драматурга Ричарда Бринсли Шеридана к опере Томаса Линли «Дуэнья». Прокофьев перевёл это произведение на русский язык, а его жена Мира Мендельсон превратила перевод в стихотворный текст.
«Композитор значительно усилил лирическое содержание пьесы. Воображение композитора дорисовало поэтический фон развития любовной интриги: ночной карнавал, набережную Севильи, заброшенный женский монастырь. Это расширило выразительные возможности комедии, придало ей жизненную полнокровность», — разъясняет советский музыковед Михаил Друскин. «Музыка оперы искрится юмором, пленяет своей мелодической красотой, комическое и лирическое начала в опере сосуществуют на равных основаниях, — продолжает Друскин. — С неистощимой фантазией, легко и непринуждённо композитор следует за живым, полным забавных неожиданностей развитием интриги, с искренней симпатией обрисовывая лирических героев. Оркестровое вступление увлекает жизнерадостным весельем».
«Прокофьев насытил текст шутками, комедийными сценами, пародийными цитатами («Твоя законная жена, я буду век тебе верна», — заявляет Дуэнья в финале одураченному Мендозе). Но при этом усилил и лирическую линию, написав для всех влюбленных роскошные ансамбли, пленительные серенады, нежные ариозо, ариетты и романсы, — рассказывает современный музыковед Анна Петрова. — Как и положено комической опере, действие в ней расцвечено жанровыми номерами: танцами масок на ночном карнавале, шуточным домашним концертом у дона Жерома и даже музыкальной эксцентрикой в финале — номером с аккомпанементом на бокалах».
Прокофьев завершил работу над «Обручением в монастыре» в 1940 году. Поставить спектакль должен был московский театр имени К.С. Станиславского, но помешала война. Да и сам Прокофьев переключился на создание героико-патриотической оперы «Война и мир» (её премьера недавно прошла в Мариинском театре). Премьера спектакля прошла только 3 ноября 1946 на сцене ленинградского Театра оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинского). Назывался он «Дуэнья», как и у Линли (сам Прокофьев в черновиках обозначал эту оперу «Мендозой»).
«Остроумный спектакль Ильи Шлепянова в сценографии Татьяны Бруни, музыкальным руководителем которого был Борис Хайкин, получил восторженный отзыв автора, но радовал публику недолго: в 1948 году, после партийного постановления “Об опере “Великая дружба” В. Мурадели” и гонений на Прокофьева (композитора обвинили в формализме — прим. ред.), его сняли с репертуара, — рассказывает музыковед Анна Петрова. — Новую постановку осуществил в 1961-м Алексей Киреев. Лёгкое и прозрачное “Обручение в монастыре” в декорациях и костюмах Теодоры Шорр и Ирины Кустовой с теплом вспоминают несколько поколений ленинградских зрителей. Нынешнее “Обручение” (1996) — третье на мариинской сцене. Единственная оперная работа режиссёра Владислава Пази и художницы Аллы Коженковой представляет их узнаваемый стиль: пышная карнавальность, избыточная декоративность, которые так подходят яркой, жизнерадостной музыке Прокофьева». Кстати, в постановке используется реквизит 1946 года, одобренный Прокофьевым — знаменитые бокалы.
Начало спектакля в 19 часов.