Великий композитор возвращается в Ленобласть

03-01-Tema-nomera_4-1024x862

В финальную стадию вступили масштабные реставрационные работы, которые проводятся в одном из самых уникальных музеев 47-го региона России – тихвинском мемориале Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Музей Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине располагается в подлинном деревянном особняке, который построил в начале XIX века дед композитора – Пётр Воинович, бывший здесь уездным предводителем дворянства. Дом расположен на берегу речки Тихвинки прямо напротив знаменитого Богородичного Успенского монастыря.

Так выглядит тихвинский дом композитора на дореволюционной открытке.

Здесь 18 марта по новому стилю 1844 года появился на свет и потом провёл все свои детские годы Николай Андреевич Римский-Корсаков.

К счастью, подлинный дом сохранился, несмотря на все революционные и военные лихолетья. Создание здесь музея было приурочено к 100-летию со дня рождения композитора и состоялось 23 июля 1944 года. Во многом благодаря активному участию сына музыканта Владимира Николаевича, а также внуков Георгия Михайловича и Татьяны Владимировны удалось собрать уникальную коллекцию подлинных вещей, связанных с жизнью семьи.

Подлинный дом Римских-Корсаковых в Тихвине сохранился с начала XIX века, несмотря на все революционные и военные лихолетья.

Только основной фонд музея составляет более 10 тысяч предметов, а в целом их здесь насчитывается вдвое больше, включая 283 подлинные партитуры с рабочими пометками композитора, около 2500 книг из его личной библиотеки, фотографии, живописные полотна, мебель и предметы быта.

Здесь же находится рояль фирмы «Беккер», прослуживший композитору более 30 лет и помнящий прикосновение к своим клавишам Петра Чайковского, Игоря Стравинского, Модеста Мусоргского и других великих музыкантов – современников Николая Римского-Корсакова.

Уникальный рояль Римского-Корсакова, который прослужил композитору рабочим инструментом более 30 лет.

Масштабные реставрационные работы в здании музея, площадь которого составляет почти 1000 квадратных метров, началась в декабре 2019-го. Их предполагается завершить в нынешнем году, некоторые помещения уже готовы к поклейке обоев.

В Красной гостиной сохранился дубовый паркет начала XIX века.

Начиналось же всё со снятия старых полов, укрепления фундамента (в прежние годы здание регулярно страдало от весеннего подтопления), протезирования сруба, ремонта стропильной системы и кровли.

Сруб старинного дома в процессе замены пришедших в негодность венцов.

На днях комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области сообщил в своём паблике во «ВКонтакте», что в музее прошло выездное совещание, на котором, в частности, обсуждались проблемы сохранения подлинного декора интерьеров и фасада здания, воссоздания утраченных элементов отделки, реставрации изразцовых печей.

Игорь Теплов

Вам будет интересно