Великие русские художники: тихий тыл на фоне громких баталий

Mirgiz4

Вослед выставке батальной живописи Русский музей демонстрирует экспозицию «Дом и семья. Картины мирной жизни». Проект представлен как некое единство — две стороны одной медали. Зритель может увидеть произведения, обычно «живущие» в запасниках.

Григорий Сорока, «Кабинет в Островках», 1844

В целом эти две выставки объединены названием «Художники о войне и мире». Об экспозиции «Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI-ХХ века» «Родина на Неве» уже подробно рассказывала. Напомним лишь, что обе «в одном флаконе» уже демонстрировались в 2021-2022 годах в филиале Русского музея в Малаге (Испания). Там проект именовался «Война и мир». Теперь «комплект» разделили на два как бы отдельных, с дополнением каждого ещё энным количеством раритетов. То есть российский зритель может увидеть более насыщенные экспозиции.

Выставка «Дом и семья. Картины мирной жизни» также представлена в Корпусе Бенуа и показывает более сотни произведений искусства, обращённых «к теме домашнего очага и семейного круга как хранителя нравственных ценностей русского народа».

Василий Максимов, «Слепой хозяин», 1884

По словам организаторов, в экспозиции прослеживается ряд сквозных тем («Дети в доме», «Застолье», «Тишина и покой», «Натюрморт»), которые позволяют «ощутить поэтику спокойного течения жизни в кругу семьи». Названием для разделов послужили известные пословицы и поговорки: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Семья сильна, когда над ней крыша одна», «В доме ни одной книжки — плохи у хозяина делишки» и др.

Но одновременно с тематикой учитывалось и время создания произведений, культурно-исторический контекст, стилевая мода каждой эпохи в период с XVIII по XXI век (от самой ранней работы Фёдора Толстого «Семейный портрет» 1830 года до самобытных скульптур современных авторов — Аделаиды Пологовой и Галины Писаревой).

Фёдор Толстой, «Семейный портрет», 1830

«Представленные работы раскрывают особенности живописной трактовки жанровых сцен у художников эпохи расцвета сентиментализма и романтизма, критического реализма и мастеров советского искусства», — сообщает официальный пресс-релиз Русского музея.

Среди экспонатов — редко экспонирующиеся работы Ивана Крамского («В комнате»), Владимира Маковского, Иллариона Прянишникова, Кирилла Лемоха («Новое знакомство»), Василия Максимова («Слепой хозяин»), Григория Сороки («Кабинет в Островках»), Алексея Корзухина, Бориса Кустодиева («Групповой портрет семьи Шварц»), Филиппа Малявина («Крестьянская девушка за вышиванием»), Юрия Кугача, Бориса Шаманова и другие. Живописная часть выставки дополнена скульптурой, произведениями декоративно-прикладного и народного искусства, литографиями и фотоработами.

Борис Шаманов, «Ужин в деревне. Семья», 1960-е

Каждый из художников, чьи произведения представлены на этой выставке, естественно, заслуживает отдельного и подробного рассказа, но мы обратим внимание на одного. Судя по всему, его имя малоизвестно широкой публике не потому, что дарование этого живописца «вызывает вопросы», а скорее по идеологическим причинам.

Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох (1841-1910), жанровый живописец, действительный член Императорской Академии художеств, один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Он родился в Москве в семье обрусевшего немца, дававшего частные уроки музыки. По окончании Московского училища живописи, ваяния и зодчества Карл поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где учился по классу исторической живописи. За этюды и рисунки награждался серебряными медалями этого уникального учебного заведения, а за картину на библейский сюжет «Моисей источает воду из камня» — малой золотой медалью.

В 1863-м в числе 14 лучших студентов академии отказался участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, для чего требовалось выполнить полотно на мифологическую или историческую тему. Иван Крамской после этого организовал Артель художников, в которую вступил и Лемох. Участники первого в истории русского искусства творческого объединения вместе снимали жилье и мастерские, выполняли частные заказы, давали уроки, проводили выставки и читали лекции об искусстве. Этим и зарабатывали на жизнь.

Кирилл Лемох, Фрагмент автопортрета, 1880-е

В 1870-м Лемох стал одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Впоследствии был из этого сообщества исключён, спустя несколько лет вернулся в него, вошёл в состав правления и по-немецки безупречно выполнял обязанности казначея. Тёплое время года он проводил в подмосковном селе Ховрино, где построил себе художественную мастерскую. Местные жители изображены на многих картинах художника «из русской крестьянской жизни». В 1875-м он получил звание академика Императорской Академии художеств.

Примерно в это же время Лемоха пригласили преподавать рисование детям цесаревича Александра Александровича (будущего императора Александра III). Якобы предложение последовало благодаря «аккуратности и деликатности» художника, плюс сыграло роль и немецкое происхождение. При этом «при дворе его переименовали из Карла в Кирилла». Также мемуарист утверждает, что «Лемох застал ещё Александра II, который приходил на уроки внука Николая, будущего царя Николая II, и удостаивал учителя своими разговорами. Александр II, обращавшийся на “ты” даже с высшими чинами, говорил почему-то Лемоху “вы”».

Кирилл Лемох, «Новое знакомство», 1885

Здесь требуется несколько разъяснений. Во-первых, немецкое происхождение художника для Александра III, известного поощрением именно русского искусства, было скорее минусом, чем плюсом при выборе учителя своих детей. Во-вторых, «переименовать» Карла в Кирилла при дворе никто живописца не мог: видимо, в это время он перешёл из протестантского вероисповедания в православное (заметим, что после смерти отпевали Лемоха в церкви Академии художеств, а похоронен он был в Москве на кладбище Казанского Головинского общежитейского монастыря). В-третьих, встреча с Александром II и обращение на «вы» произошла явно разово: семья цесаревича Александра Александровича в Петербурге проживала в Аничковом дворце, император бывал тут сравнительно редко, воспитанием и образованием внуков он практически не занимался и особенно не интересовался.

Рисованием Лемох занимался со всеми детьми ставшего в 1881 году императором Александра III (сыновья — Николай, Георгий, Михаил; дочери — Ксения и Ольга) в течение почти 20 лет. Самой талантливой его ученицей стала великая княгиня Ольга Александровна, серьёзно увлекавшаяся живописью всю жизнь. Занималась живописью и рисовала оригинальные натюрморты супруга царя — Мария Фёдоровна, урождённая датская принцесса Дагмар.

Императорская чета, по свидетельству современников, благосклонно относились к художнику и советовались с ним при покупке произведений искусства для своей коллекции. Приобретали они, а также другие представители императорской фамилии, и работы самого Лемоха. Демонстрируемая на нынешней выставке картина «Новое знакомство» поступила в Русский музей из Аничкова дворца — петербургской резиденции Александра III.

Кирилл Лемох, «Великий князь Михаил Александрович за рисованием», 1892

«В ховринской мастерской Лемох писал картины на темы крестьянской жизни. Художник изображал небогатый быт селян правдиво, но при этом сглаживал некоторые детали, которые могли показаться неэстетичными. Натурщиками становились местные жители: они приходили к художнику, позировали и делились с ним своими проблемами. Всех крестьян в деревне он знал и почти всем помогал деньгами или подарками. Вырыл для деревни колодец, чтобы не пили из грязного ручья, строил избы погорельцам, давал деньги на разные семейные нужды», — пишет биограф придворного художника.

За обучение императорских детей Лемох удостоился пожизненной пенсии. С 1901 года и почти до конца жизни мастер служил хранителем художественного отдела Русского музея императора Александра III (нынешний Государственный Русский музей).

Напомним, что выставка «Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI-XX веков» состоит из 20 тематических разделов, иллюстрирующих важные вехи в истории России, связанные с испытаниями войной. В экспозиции представлены работы Виктора Васнецова, Джорджа Доу, Ореста Кипренского, Василия Верещагина, Александра Дейнеки, Казимира Малевича и др. Анонсировалось, что экспозиция будет открыта для посетителей до 16 января, но теперь сроки её работы продлены до 14 марта 2023 года. А выставка «Дом и семья. Картины мирной жизни» (как сообщается на данный момент) будет открыта до 3 апреля 2023-го.

Игорь Теплов

Использованы материалы официального сайта Государственного Русского музея

Вам будет интересно