Великие русские художники: на войне как на войне

на войне как на войне

В Корпусе Бенуа Русского музея открылась большая выставка «Картины военной жизни». Представлена батальная история России с древности. Экспозиция весьма актуальна, хотя и готовилась в иные времена.

Владимир Серов “Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища

На выставке представлено примерно 120 предметов из коллекции Русского музея — живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство XVI-XX веков. Кроме известных всем раритетов, которые обычно демонстрируются в постоянной экспозиции, зрители могут увидеть произведения из фондов — некоторые вообще оказались доступны широкой публике впервые.

«Подобная историческая тема впервые представляется в нашем музее в таком масштабе. Зрителей ждёт знакомство с малоизвестными работами, достойными самого пристального внимания, но даже знаменитые произведения в новом контексте смотрятся иначе. Спешу подчеркнуть, что замысел выставки появился задолго до текущих событий. Выставка “Война и мир” с близким составом была показана в 2021-м — начале 2022 года в Испании (Малага). Решение показать её в России возникло тогда же», — цитирует пресс-служба заместителя генерального директора Русского музея по научной работе Евгению Петрову.

Евгений Лансере “Князь Святослав”

Экспозиция построена в соответствии с хронологией событий российской истории от Средневековья до 50-х годов ХХ века и состоит из 20 тематических разделов, «иллюстрирующих важные вехи в жизни нашей страны, связанные с военными испытаниями».

Открывает выставку зал, в котором демонстрируются произведения, посвящённые событиям Средневековья (зарождение Российского государства, битва войска Александра Невского на Чудском озере с рыцарями Ливонского ордена, монголо-татарское нашествие на Русь и битва на Куликовом поле, завоевание Казанского ханства Иваном Грозным, Смутное время).

Здесь, в частности, представлена скульптура Евгения Лансере (1848-1886) «Святослав», полотна Владимира Серова (1910-1968) «Въезд Александра Невского в Псков» и Сергея Милорадовича (1851-1943) «Оборона Троице-Сергиевой лавры».

Сергей Милорадович “Оборона Троице-Сергиевой лавры”

В следующем зале выставлены произведения, посвящённые эпохе войн Петра Великого (Азовские походы, Северная война со Швецией) и позднее (в том числе событиям Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва).

Тут можно увидеть, например, портрет фельдмаршала Бориса Шереметева кисти Карла Шурманна (живописец герцога Курляндского Фридриха Вильгельма, даты жизни неизвестны), полотно Фёдора Моллера (1812-1874) «Штурм Пугачёвым Казани».

Фёдор Моллер “Штурм Пугачёвым Казани”

Третий зал выставки посвящён Отечественной войне 1812 года и Крымской войне 1853-1856 годов. Помимо хрестоматийного портрета Евграфа Давыдова кисти Ореста Кипренского (1782-1836), написанного, правда, в 1809-м, здесь экспонируются полотна Алексея Кившенко (1851-1895), Александра Коцебу (1815-1889), портрет генерала Алексея Ермолова работы Петра Захарова (1816-1846).

Кстати

Судьба последнего заслуживает отдельного рассказа. В 1819 году русские солдаты подобрали маленького чеченского мальчика, которого командующий отдельным кавказским корпусом генерал Алексей Ермолов отдал на воспитание своему вестовому Захару Недоносову, по имени которого даны фамилия и отчество будущему живописцу. В 1830-м был определён «посторонним учеником» в Императорскую Академию художеств, удостоился зарубежной стажировки и малой серебряной медали, с 1843-го — академик за этот самый портрет генерала Ермолова, сейчас представленный на выставке в Русском музее. В 1840-1842 годах — художник департамента военных поселений Военного министерства. Среди его работ — рисунки для книги «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск» (СПб, 1841-1862), портреты поэтов Михаила Лермонтова, Николая Некрасова и др.

Портрет генерала Алексея Ермолова кисти Петра Захарова

Следующий зал экспозиции посвящён Кавказской (1817-1864) и Русско-турецкой (1877-1878) войнам, а также завоеванию Средней Азии (1850-1880-е). Тут выставлено несколько работ Василия Верещагина (1842-1904), полотна Григория Гагарина «Сражение при Ахатли 8 мая 1841 года», Петра Грузинского (1837-1892) «Оставление горцами аула при приближении русских войск» и др.

Петр Грузинский “Оставление горцами аула при приближении русских войск”

Далее три зала выставки отданы работам, посвящённым Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войнам, блокаде Ленинграда и памяти о тяжких для людей испытаниях, которые неизбежно связаны с вооружёнными конфликтами.

Перечислим лишь несколько представленных здесь произведений: знаменитая картина Кузьмы Петрова-Водкина (1878-1939) «На линии огня» («Атака»), композиция Павла Филонова (1882-1941) «Германская война», картина Кукрыниксов (Куприянов/Крылов/Соколов) «Конец», «Прощание» кисти Андрея Мыльникова (1919-2012), «Опалённые огнём войны» Гелия Коржева (1925-2012).

Кузьма Петров-Водкин “На линии огня” (“Атака”)

Выставка будет открыта для посетителей до 16 января 2023 года. Далее проект «Художники о войне и мире» предполагается продолжить новой экспозицией — «Дом и семья. Картины мирной жизни». О сроках открытия этой «второй серии» ничего не сообщается.

Обе выставки «в одном флаконе» уже демонстрировались в 2021-2022 годах в филиале Русского музея в Малаге (Испания). Экспозиция называлась «Война и мир». Теперь её разделили на две отдельные, с дополнением каждой ещё энным количеством раритетов. То есть российский зритель увидит более насыщенные экспозиции.

Гелий Коржев “Следы войны” (часть триптиха)

Для справки:

Первый в Европе филиал Государственного Русского музея открылся 25 марта 2015 года в испанском городе Малага (провинция Андалусия) в помещениях бывшей табачной фабрики общей площадью 2300 квадратных метров. Все расходы по открытию этого центра ГРМ взяла на себя испанская сторона.

Ежегодно предполагалось проводить здесь три выставки: одной (большой) в течение девяти месяцев и двух не столь масштабных по полгода. Помимо выставочных помещений, в здании «Табакалеры» работал Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал», Детский образовательный центр с творческими мастерскими, кинозалы, сувенирный магазин, кафе и др.

По данным испанских СМИ, мэрия Малаги платила Русскому музею за эти выставки 400 тысяч евро в год. В этом году из-за известных событий, повлёкших жёсткие санкции в отношении России, филиал Русского музея в Малаге закрылся. Экспонаты завершившихся там в апреле нынешнего года выставок (в том числе «Войны и мира») не без логистических трудностей, но в мае вернулись в Петербург.

За семь лет работы в Малаге Русский музей провёл в этом испанском городе 40 выставок, которые посетили примерно 750 тысяч. Всего год назад договор о сотрудничестве с муниципалитетом был продлён до 2035-го…

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы с официального сайта Государственного Русского музея

Поделиться ссылкой: