В «Родине на Неве» оценили роль христианства в современном мире

Ведущий клуба «Родина на Неве» Дмитрий Жвания в небольшом вступительном слове рассказал собравшимся об истории Храма Преображения Господня

То, как христиане и христианские церкви отвечают на актуальные мировые вызовы, участники дискуссионного клуба «Родина на Неве» обсудили в Храме Преображения Господня на Аптекарском острове вечером 27 декабря. 

Ведущий клуба «Родина на Неве» Дмитрий Жвания в небольшом вступительном слове рассказал собравшимся об истории Храма Преображения Господня

Ведущий клуба «Родина на Неве» Дмитрий Жвания в небольшом вступительном слове рассказал собравшимся об истории Храма Преображения Господня. Построен он был по проекту зодчего Константина Тона в 1841 году, изображения Евангелистов на парусах главного свода нарисовал известнейший живописец Карл Брюлов.

За 2016 год 90 тысяч христиан были убиты только за то, что они христиане; в Сирии за годы войны разрушено 400 христианских храмов; в иракском Мосуле было 45 христианских храмов — все они уничтожены террористами; в «независимом» Косово пострадали 75 православных церквей.

Церковь, приподнятая на трёхметровом искусственном холме, стала композиционной доминантой восточной части Аптекарского острова, где в то время были расположены дачи высокопоставленных петербуржцев. Церковь первоначально находилась в ведении министерства внутренних дел, так как прихожане в основном были служащими этого ведомства, но 27 декабря 1873 года, повинуясь указу императора, Синод передал Храм Преображения лейб-гвардии Гренадёрскому полку — с условием, что храм останется и далее приходским. С 1905 года при церкви существовало приходское братство, содержавшее детский приют.

С началом Первой мировой войны лейб-гвардии Гренадёрский полк был послан на фронт. В августе 1914 года лейб-гренадеры отличились в Галицийской битве, в сражении у Тарнавки, где понесли огромные потери (50 офицеров и 2 500 солдат). В крипте храма были захоронены офицеры полка, погибшие в боях.

Преподаватель философии Сергей Шарапов сделал подробный доклад о современном христианстве, рассказал он в том числе и о таком явлении, как «христианский фундаментализм»

В 1923 году храм закрыли большевистские власти. Какое-то время церковь стояла заброшенной и её облюбовали беспризорники. В 1930 году в храме открыли спортклуб, а затем его переоборудовали под акустическую лабораторию Ленинградского электротехнического института. Купола храма «реконструкторы» снесли, иконостас уничтожили, росписи Брюллова закрасили масляной краской, часть сводов сломали, на фасаде заложили старые окна и пробили новые, а всё внутреннее пространство разделили новыми перекрытиями и перегородками. Что касается останков офицеров, героев Первой мировой войны, то их просто выбросили, а на месте их захоронения устроили бассейн для опытов. В годы войны в храме располагался пункт связи Балтийского флота.

31 марта 2006 года было принято решение о передаче Преображенской церкви на Аптекарском острове в Петербурге Санкт-Петербургской епархии. Однако КГИОП до сих пор не согласовал её реконструкцию. Пространство Храма Преображения всё ещё разделяют перегородки, деля его на этажи.

По мнению Жвания, в истории Храма Преображения Господня отражается трагическая история Русской православной церкви последнего столетия и непростое её настоящее.

Затем Жвания привёл несколько фактов, которые, с его точки зрения, свидетельствуют о положении христиан в современном мире. За 2016 год 90 тысяч христиан были убиты только за то, что они христиане; в Сирии за годы войны разрушено 400 христианских храмов; в иракском Мосуле было 45 христианских храмов — все они уничтожены террористами; в «независимом» Косово пострадали 75 православных церквей.

По мнению Николая Арутюнова, Русская православная церковь сегодня напоминает дореволюционную синодальную церковь и не реагирует должным образом на такие актуальные вызовы

Жвания также напомнил о реакции христианских иерархов на вызовы времени. Патриарх Кирилл и Папа Франциск во время исторической встречи в Гаване указали на проблемы бедности, неравенства и мигрантов; в последнем Рождественском обращении к верующим Папа Римский Франциск призвал увидеть Младенца Христа в лицах детей, прежде всего из затронутых конфликтами и бедствиями регионов мира: Ближнего Востока, Сирии и Украины, а до этого в обращении к российским католикам Папа Римский призвал их к молитвам против коррупции; Патриарх Кирилл призвал свою паству к участию в президентских выборах; при посредничестве и активном участии патриарха Кирилла достигнута договорённость об обмене пленными по формуле «всех на всех» между участниками вооружённого конфликта в Донбассе.

Преподаватель философии Сергей Шарапов сделал подробный доклад о современном христианстве, рассказал он в том числе и о таком явлении, как «христианский фундаментализм», которое зародилось в США. По наблюдениям Шарапова, Соединённые Штаты Америки — одна из самых религиозных стран, и её президенты, объявляя об очередной экспансии, заявляют, что этой экспансии «хочет Бог». Что касается самого христианского континента, то им является Латинская Америка. В «старушке Европе» между собой вынуждены конкурировать протестантская и католическая церкви, и эта конкуренция, по мнению Шарапова, не улучшает качество паствы.

Вадим Большаков, участник профсоюзного движения, считает, что Церкви не нужно гнаться за увеличением числа паствы

С горячей речью выступил Николай Арутюнов — лидер петербургского отделения Евразийского союза молодёжи. По его мнению, Русская православная церковь сегодня напоминает дореволюционную синодальную церковь и не реагирует должным образом на такие актуальные вызовы, как рост числа абортов и займов «до зарплаты»; священники не занимаются миссионерской деятельностью: в церковь люди приходят сами, ища, как правило, утешения. Арутюнов также отметил, что современное образование строится таким образом, что людям сложно воспринять идею Бога, стать христианином. Но возрождение нашей страны может произойти только как духовное, религиозное возрождение. Что стоит светская мораль мы все видели, считает Николай, при развале СССР.

Вадим Большаков, участник профсоюзного движения, считает, что Церкви не нужно гнаться за увеличением числа паствы: «Пусть произойдёт качественный отбор. Но после сжатия христианской Вселенной обязательно произойдёт её большой взрыв». Его поддержал редактор «Зиккурат радио» Павел Бойцов, который подчеркнул, что христианство – «это не только и не столько религия любви и мира, сколько религия войны с тьмой и её слугами», а поэтому христианство нуждается в воинах, в тех, кто готов отдать жизнь за учение Христа.

Редактор «Зиккурат радио» Павел Бойцов (слева) подчеркнул, что христианство – «это не только и не столько религия любви и мира, сколько религия войны с тьмой и её слугами, а преподаватель философии Андрей Кузьмин напомнил о Страшном суде

О христианской эсхатологии напомнил преподаватель философии Андрей Кузьмин: «Этот мир обречён, в этом суть христианского понимания истории, но, когда произойдёт конец света, никто не знает. Мы же должны стремиться к горнему, несмотря на то, что искажённая грехом человеческая природа будет неизбежно противодействовать этому стремлению». «Это же гностицизм!» — так отреагировал Шарапов на речь Кузьмина, но полемизировать с ним не стал.

По мнению Николая Шульгинова, русская цивилизация основана на православии, и от судьбы православия зависит судьба русского мира.

Участники дебатов решили продолжить обсуждение роли христианства в современном мире, его роли в возрождении России и политическом процессе. Так, они условились собраться 9 января, в день рождения православного философа Павла Флоренского, чтобы, обсуждая его идеи, перекинуть мост в настоящее.

Видеозапись дебатов:

Вам будет интересно