В предновогодние дни в Мариинке пройдёт мистерия «Демона»

Demon

В дни перехода из одного года в другой люди обычно настроены на восприятие произведений искусства с комическим или сказочным сюжетом. Сказки ещё туда-сюда. Но что комичного в смене одного года другим? Непонятно. На самом деле календарные изменения – внешние проявления метафизической борьбы времени и бытия. В дни перехода из одного года в другой следовало бы не веселиться, а погружаться в мистерии. Мариинский театр предоставляет для этого шанс жителям Петербурга и гостям Северной столицы: 27 декабря на новой сцене театра пройдёт опера Антона Рубинштейна «Демон» – наверное, самое мистериальное произведение русской оперы.   

В Мариинском театре «Демон» ставился не раз, начиная с мировой премьеры в январе 1875 года / Фото Наташи Разиной (Мариинский театр)

Антона Рубинштейна, женатого на грузинке, княжне из рода Чиковани, не могла не увлечь поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон», действие которой разворачивается в той местности, где река Арагви вливается в Мтквари (Куру). Поэма так его захватила, что он создал по ней оперу за три месяца. Либретто же для неё написал известный исследователь творчества Лермонтова Павел Александрович Висковатов.

Произведение было уже готово в начале 1872 года, но его премьера на сцене Мариинского театра прошла лишь через три года – 13 (25) января 1875 года, то есть вскоре после встречи Нового года. Задержку с премьерой исследователи объясняют цензурными препонами. Кстати, лермонтовская поэма тоже долгое время была запрещена цензурой: если отрывки из неё были напечатаны в «Отечественных записках» вскоре после гибели поэта, в 1842-м, то полностью её издали в России только в 1860-м.  Рубинштейн вынужден был внести в спектакль небольшие изменения: переименовать Ангела в «Доброго гения», убрать икону и лампадку из кельи Тамары, смягчить некоторые пассажи в либретто.

Музыковеды называют «Демона» первой лирической русской оперой. Что касается традиции лирической оперы, то зародилась она во Франции, когда, по словам музыковеда Анны Скирдовой, «стало очевидным снижение интереса слушательской аудитории к двум ведущим жанрам предшествующего периода – “большой” и комической операм». «Утрата их былой востребованности вызвала стремление переосмысления, а порой и кардинальной переработки традиционных оперных форм и жанров», – объясняет она. Первой законченный образец лирической оперы создал Шарль Франсуа Гуно – речь о его опере «Фауст», представленной публике 19 марта 1859 года. Вслед за ним этот жанр развивали Жорж Бизе, Лео Делиб, Жюль Массне и другие французские композиторы.

Оперу «Демон» музыковед Анна Скирдова называет «диалогом двух великих художников» – поэта и писателя Михаила Лермонтова и композитора Антона Рубинштейна. «Фактически Рубинштейн открывает имя Лермонтова для русского оперного театра», – отмечает исследовательница творчества этого композитора. «Демон» – не первая опера Рубинштейна по произведениям Лермонтова. В молодости он написал одноактную оперу «Месть» (1852), а после «Демона» на сцене появился «Купец Калашников» (1879).

Поэма Лермонтова привлекала Рубинштейна не только и не столько сочетанием лирического сюжета с мотивами Востока. Композитора захватила метафизическая сторона лермонтовской мистерии. «Противостояние Демона и Ангела – вот ещё один мотив, который вдохновляет его. Неразрешимый конфликт мировоззрений, выраженный в бесконечных спорах религиозных антагонистов, определяет развитие и фатальный итог лирической драмы», – пишет Скирдова.

«В “Демоне” органично и равноценно сосуществуют лирическая драма и религиозно-философская трагедия», – добавляет она.

«Рубинштейна и Лермонтова объединяет немало общих мотивов, как в личной, так и в художественной судьбе, – читаем мы в кандидатской диссертации Анны Скирдовой. – Именно в Демоне каждый из них выразил себя – свой внутренний мир, свои самые сокровенные думы и стремления. Мотивы обращения к этому сюжету у поэта и музыканта были различны, но образ главного героя обнаруживает яркие черты сходства в ключевых моментах. Таковыми являются: сверхчеловеческий масштаб личности, мятежный дух, гордыня и неизбежное при таком сочетании одиночество – именно эти качества и поэт, и композитор (каждый – по-своему, в силу творческой индивидуальности) акцентируют в образе Демона».

Мотивы обращения к демонологии у поэта и музыканта действительно были различны. Молодой и мятежный Лермонтов явно ассоциировал себя с демоном. Вот что он пишет в стихотворении «Я не для ангелов и рая», которое многие исследователи воспринимают как некий эскиз к эпилогу «Демона»:

Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой.

Антон Рубинштейн, будучи православным человеком, со злом не заигрывал. Показывая притягательность Демона, он одновременно делает акцент на смертоносности его красоты.  

В свою очередь русский музыкальный критик второй половины XIX века Герман Ларош обращает внимание на то, что «Демон» Рубинштейна привлекает «роскошью кавказских декораций и эффектом чисто оперных положений».

«“Демон” складывается из контрастных музыкальных картин, в числе которых есть захватывающие, буквально космические пейзажи, – трактует критик Христина Батюшина. – Титульный персонаж, неизбежно упрощённый по сравнению с героем Лермонтова, наделён баритоновой партией исключительной красоты. Именно в душе Демона происходят главные события оперы; жанровые номера, хоры, балет служат живописным обрамлением этой титанической фигуры».

Нельзя не упомянуть, что именно опера Рубинштейна натолкнула художника Михаила Врубеля на создание его серий работ «Демон».

В Мариинском театре «Демон» ставился не раз, начиная с мировой премьеры в январе 1875 года. В этом сезоне своё прочтение самой известной оперы Рубинштейна представила молодая режиссёр Елизавета Корнеева, которая воспринимает произведение Антона Григорьевича как могучий «кавказский водопад, извергающийся с самых высоких гор». Премьера постановки с успехом прошла в сентябре 2023 года.

Начало спектакля в 19-30. Продолжительность – три часа.

Подготовил Дмитрий Жвания

Вам будет интересно