Катастрофическая ситуация с организацией проезда личного транспорта на внутридворовых территориях свойственна большинству новых районов застройки и Петербурга, и Ленинградской области. Столкнувшимся с последствиями градостроительных ошибок людям приходится самостоятельно изыскивать варианты выхода из ситуации. Способы, оказавшиеся более-менее эффективными, они предлагают закрепить на законодательном уровне.
Ранее «Родина на Неве» описывала дикую ситуацию, когда людям в Мурино (Ленинградская область) пришлось на руках переносить машину, мешавшую проезду пожарной техники к дому с горящей квартирой. Это экзотический, но все-таки оказавшийся эффективным выход из ситуации. Впрочем, очевидно, что повторять подвиг с перетаскиванием многотонной машины изо дня в день никто не будет.
Жители Калининского района Петербурга, в свою очередь, пресытились ежедневными пробками при въезде и выезде из лабиринта дворов, образованных в результате строительства высоток-муравейников разными застройщиками без единой схемы передвижения транспорта. Проезды занимает припаркованный частный транспорт, и в результате двум машинам не разъехаться – просто нет места. Скапливаются пробки, растёт градус напряжения, чреватый рукоприкладством.
Выезд оборудовали бетонным разделителем встречных потоков, чтобы исключить возможность парковки и, как следствие, возникновения заторов.
В этих обстоятельствах инициативные жители добились того, чтобы в 36 квартале Полюстрово обустроили новый въезд/выезд на Лабораторный проспект – с разделителем потоков машин по направлениям. Финансирование взял на себя застройщик. Воодушевлённые полученным эффектом люди предлагают на законодательном уровне закрепить обязательную установку делиниаторов на въездах с улиц в каждый квартал, если ширина проезда позволяет разъехаться двум автомобилям.
«По нашим настойчивым просьбам выезд оборудовали бетонным разделителем встречных потоков, чтобы исключить возможность парковки и, как следствие, возникновения заторов. К слову, подобные сооружения появляются в районе всё чаще, потому что люди устали терпеть неудобства», – пишут активисты в группе «Красивый Петербург. Калининский район», попутно взывая к депутатам городского Законодательного собрания с просьбой срочно писать закон об обязательных делиниаторах.
Из-за непродуманных решений относительно въезда и выезда во дворах образуются колоссальные пробки.
«Родина на Неве» попросила депутата петербургского парламента Надежду Тихонову прокомментировать ситуацию и пояснить перспективу появления соответствующего закона. По её словам, опыт жителей Полюстрово стоит взять на вооружение как антикризисный вариант. А вот целесообразность требования организовывать проезд таким образом она ставит под сомнение.
«Из-за непродуманных решений относительно въезда и выезда во дворах образуются колоссальные пробки. Я знаю, о каком квартале идёт речь: это бывшие земли Минобороны. В своё время их постепенно продавали разным застройщикам, в тоге там образовались хаотичные проезды между домами, – комментирует парламентарий. – С учётом того, что люди занимают парковкой половину проезда, возникают заторы. В экстренной ситуации ни скорая, ни пожарные не проедут. Непродуманная градостроительная политика приводит к такой некомфортной жизни».
Надежда Тихонова считает, что надо проанализировать все варианты, но в принципе, по её словам, закон об обязательном введении разделителей не нужен: «Где-то он [делиниатор] необходим, где-то нет. Везде нужен здравый смысл. Не знаю, стоит ли это законодательно закреплять, но нужно использовать там, где сложилась неразрешимая ситуация. Это пример прекрасного выхода из положения. Органам исполнительной власти надо взять этот вариант на вооружение как хороший пример организации дорожного движения в месте, где наделано максимум градостроительных ошибок, как со стороны застройщика, так и со стороны органов исполнительной власти (план застройки утверждает комитет по градостроительству и архитектуре)».
Напомним, эксперты, с которыми общалась «Родина на Неве» по проблеме забитых проездов в новостройках приграничных с Петербургом районов Ленинградской области, считают, что надо менять градостроительную политику. Стоит ограничить аппетиты застройщиков, возводить жилые комплексы не выше шести этажей и сразу продумывать вопросы транспорта и инфраструктуры.
Надо работать над планировкой. В частности, с учётом, что люди будут преимущественно пользоваться личными машинами, дороги и проезды надо проектировать так, чтобы с двух сторон были места для парковки, а ширина любого проезда позволяла проехать спецтранспорту. Следует увеличить расстояние от парковок до жилья и продумать многие другие нюансы, высказывал мнение архитектор, член комитета по урбанистике, градостроительству и архитектуре РГУД, член правления Санкт-Петербургского Союза архитекторов Олег Манов.
Насколько это возможно для Петербурга, сложно сказать, а вот у Ленинградской области есть варианты развития по более человекоориентированному сценарию, чем это происходит сейчас.
Юлия Медведева