В петербургском Музее политической истории России открылась выставка авторских плакатов и дизайнерской одежды «Время больших ожиданий», приуроченная к 40-летнему юбилею Пленума ЦК КПСС. Напомним, что 23 апреля 1985 года, Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев в программном докладе сообщил о планах проведения широких реформ, направленных на ускорение социально-экономического развития страны, и впервые прозвучало слово «перестройка». Позднее за этим термином закрепилось определение всего политического курса, проводимого в СССР с 1985 по 1991 год.

Период перестройки – важная и спорная эпоха в истории России, когда в обществе и государстве происходили сложные изменения. Это время насыщено многими знаковыми событиями, кардинально изменившими жизнь всех советских граждан.
Выставка делает акцент на одном из идеологических элементов политики, оказавшем наиболее сильное влияние на изменения в мировосприятии советских людей, – гласности. Одним из ярких явлений искусства того времени, отразившим многие волновавшие общество вопросы, стал авторский плакат, уникальной коллекцией которого, насчитывающей 400 единиц хранения, располагает Музей политической истории России. Ценность состоит ещё и в том, что коллекция включает работы художников из многих регионов страны, что делает её как бы социологическим срезом проблем, волновавших общество во второй половине 1980-х гг. Общую атмосферу перемен в культурной жизни общества и реалии, из которых художники черпали идеи для своих произведений, проиллюстрируют исторические фотографии, выпуски журналов «Огонёк», «Аврора», «Юность», буклеты выставок и программы спектаклей.
Выставка открывается под слоганом «Эстетика перестройки», и это не случайно. Немаловажной приметой любой эпохи является мода.
Авторские разработки художника-модельера Людмилы Аристовой, вдохновленные поэтичностью традиционного русского костюма и военного костюма периода ранней советской государственности, также стали ярким явлением периода перестройки. Русская и советская символика, не только широко распространенная в нашей стране, но и пользующаяся в те годы значительным успехом на Западе, была осмыслена художником в совершенно новом ключе. Гармоничное сочетание исторической формы, цвета и символа преподносит зрителю не просто декорированную вещь, а единое произведение-знак-символ-эмблему с сильным эмоциональным зарядом. По словам модельера, вещи были созданы не для музейных залов – она хотела, чтобы их носили. Однако волею судеб и благодаря своей уникальности эти приметы эпохи оказываются в музеях и частных коллекциях в разных точках земного шара.
Историк моды и коллекционер Диана Королёва предоставила своё собрание: вещи из коллекции «Перестройка» художника Людмилы Аристовой, джемпер кооперативного производства с орнаментом «Серп и молот», советские журналы мод, книги.
«На выставку я дала шинель “Вся власть Совѣтам”, тренч “Москва” и ватник “Русь” от художника Людмилы Аристовой. Я называю свою небольшую коллекцию православно-красноармейский русский кутюр и не вижу противоречия. Во время Великой Отечественной войны бойцам Красной армии как никогда была нужна духовная поддержка, церковь играла мощную консолидирующую роль в сплочении народа против общего врага. В 1943 году РККА начала победоносное наступление и верховный главнокомандующий Иосиф Сталин восстановил патриаршество и возродил церковь большевистскими темпами.
Золотые купола православных храмов на красном барановском ситце — что есть более русского? Звезды на погонах, огнегривый конь, вышивка “Москва” и лозунг революции “Вся власть Совѣтам” — во всём чувствуется многогранность и свободный дух русской культуры. Высочайшее мастерство исполнения вещей поражает, а традиционная ткань русского народного костюма — знаменитый барановский ситец — подчеркивает», — рассуждает Диана Королёва.
Начиная с 24 апреля 2025 года, посмотреть выставку можно по единому входному билету. Музей работает ежедневно (включая майские праздники) с 10:00 до 18:00, по средам — с 10:00 до 20:00, выходной — понедельник.
Адрес: Музей политической истории России, г. Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 2-4.