В Мариинском театре произойдёт сценическое превращение «Золушки» Россини

Cenerentola_2

Ни месяца без премьеры – похоже, что Мариинский театр работает именно в таком режиме. В феврале он представил публике оперу Винченцо Беллини «Пуритане» (режиссёр-постановщик Владислав Фурманов) и оперу Джакомо Мейербера «Гугеноты». Эти спектакли прошли на второй сцене театра и марте. А в середине апреля на легендарной исторической сцене Мариинки произойдёт сценическое превращение оперы Джоаккино Россини «Золушка».

«Россиниевская “Золушка” – это в первую очередь великолепная итальянская опера-буффа с переодеваниями, ослепительная музыкальная гирлянда из арий, ансамблей, хоров и симфонических фрагментов с речитативами в промежутках, – объясняет музыковед Христина Батюшина. – Но композитор не ограничился комическим жанром, и если дон Маньифико и Дандини – персонажи сугубо буффонные, то Рамиро (принц) и Анджелина (Золушка) поют языком “серьёзной” оперы: их чувства высоки и благородны. Вопреки оперному “стандарту”, титульную партию Россини отдал не сопрано, а меццо-сопрано, причём крайне редкому – колоратурному!»

Джоаккино Россини отличался высокой производительностью труда. «Золушку» он создал, когда ему было 25 лет, и это была его 20 (!) опера. При такой скорострельности найти подходящий сюжет было непросто. Джоаккино Россини, его либреттист Якопо Ферретти и импресарио Доменико Барбайя за два дня до Рождества 1816 года собрались вместе для мозгового штурма. Ферретти предложил около 30 сюжетов. Но Россини все их отверг. И тогда участники мозгового штурма вспомнили о «Золушке». Чтобы сделать набросок либретто будущей оперы, потребовалась ночь, а музыку Россини написал меньше чем за месяц.

«От композитора требовали оперу как можно скорее, и потому, торопясь, он воспользовался — как часто это делал – несколькими уже готовыми номерами из других своих опер, например, он взял кое-что из “Газеты, или Брака по контракту”, которую сочинил всего несколькими месяцами раньше для Неаполя. Россини работал так быстро, – а труппа так спешно разучивала новую оперу, – что первое исполнение смогло состояться уже через месяц. Возможно, именно из-за этой спешки опера на премьере провалилась (прошла 25 января 1817 года). Но второе исполнение прошло с огромным успехом, и в течение многих лет эта опера была одним из самых популярных произведений Россини», – рассказывает историк оперы Генри У. Саймон.

«Опера, написанная за двадцать четыре дня, была поставлена с великолепными исполнителями, однако некоторые оказались не в форме, и все осудили недостаточность репетиций. Поэтому премьера прошла неудачно, и лишь пятое представление имело успех. Поставленная в крупнейших европейских городах, “Золушка” быстро завоевала популярность, почти равную “Севильскому цирюльнику”», – уточняет историк оперы Густаво Маркези.

«Россини находил юмор даже в сказке. Таинственное обретает у него итальянский комизм, словно все вопросы могут быть объяснены и все трудности преодолимы посредством хитрости, а не чуда или колдовства», – добавляет он.

В «Золушке» Россини нет того, за что мы любим сказку Шарля Перо: ни превращения тыквы в карету и наоборот, а мышей в лошадей и обратно, ни истории с вечерней женской обувью. Зато есть прекрасная музыка, весьма сложное пение и аллюзии на commedia dell’arte. Историю с туфелькой Россини и Феррети не включили в оперу потому, что в те времена сцена примерки обуви воспринималась как непристойная. Что касается отказа от превращений тыквы в карету, а мышей в лошадей и обратно, то дело в том, что маленький римский Театр Валле, где проходила премьера, не располагал сложной машинерией, которая бы позволила исполнить все эти трюки.

В Мариинском театре «Золушка» Россини до недавнего времени шла в Концертном зале в элегантном полусценическом исполнении: ненавязчивые стильные декорации позволяли зрителю/слушателю сконцентрировать внимание на музыке, пении и игре актёров.

Что добавит полноценная сценичность?

Режиссёр-постановщик та же, что и полусценической версии – Екатерина Малая. Тот же и художник по декорациям и костюмам – известный мастер Вячеслав Окунев. Этот тандем в 2022-м поставил в Мариинском театре две оперы: «Итальянку в Алжире» всё того же Джоаккино Россини и «Волшебную флейту» Вольфганга Амадея Моцарта. И это – яркие постановки. А это значит, что нас, помимо прекрасной музыки и великолепного пения, ждёт ещё и настоящее шоу.

Кстати, в Мариинском театре идёт ещё одна оперная «Золушка» – французского композитора Жюля Массне. Но в концертном исполнении. Как показывает практика, большинство концертных исполнений в Мариинском театре перерастают в сценические. Было бы интересно сравнить постановки, в том числе сценографии и декорации.

Премьерные показы «Золушки» Джоаккино Россини состоятся 17 и 18 апреля. Начало – в 19 часов. Сравнить решения по поводу «Золушки» итальянского композитора с тем, что сочинил француз Массне, можно, придя к 19 часам в Концертный зал Мариинского театра. А на следующий день, 21 апреля, театр предоставляет шанс закрепить впечатления о творении Россини. Причём спектакль в этот день будет дан дважды: начало в 14 и 19 часов.

В оформлении текста использовано художественное решение, размещённое на сайте Мариинского театра

Подготовил Дмитрий Жвания

Вам будет интересно