В Мариинский театр вновь приплывёт Рыцарь Лебедь

Loengrin (1)

В годы юности многие из нас мечтали окунуться в Средневековье: юноши мысленно примеряли на себя рыцарские доспехи, а девушкам хотелось превратиться в принцесс. Средневековье — романтическая эпоха. А кто в юности не был романтиком? Опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» исполняет наши юношеские фантазии, как на машине времени отправляя нас в раннее Средневековье, где «Божий суд» вершится в ходе рыцарского поединка. Длиться путешествие в сказочное прошлое будет четыре с половиной часа, и вряд ли отпустит сразу по окончанию.

На основе разрозненных легенд Вагнер создал самостоятельное произведение, в котором есть всё, чем нас волнует миф о Средневековье: колдовские чары, рыцарские поединки, благородная любовь, мужская жестокость и женское коварство

«Лоэнгрин» — зрелое произведение Вагнера. Премьера оперы прошла 28 августа 1850 года в придворном Веймарском оперном театре. Сам Вагнер в это время скрывался в Швейцарии. В мае 1849 года он участвовал в республиканском Дрезденском восстании, поднятом с целью свержения короля в Саксонии Фридриха Августа II. Восстание подавили пруссаки, а композитор, дабы не быть казнённым, спрятался в альпийской стране.

Легендой о Лоэнгрине Вагнер заинтересовался ещё в 1842-м, живя в Париже. Точнее: он погрузился в изучение истории рыцарей Грааля. Рыцари Грааля упоминаются в нескольких произведениях средневековой литературы: в куртуазном романе Кретьена де Труа «Парсеваль, или повесть о Граале», в «Романе о Граале» Робера де Борона, в эпосе Эшенбаха«Парцифаль», в «Истории Рыцаря Лебедя» Жана Ренара. В произведении Эшенбаха переплетаются две легенды: о чаше Грааля и рыцаре-лебеди, который представлен одним из рыцарей Грааля.

Что касается сказки о рыцаре-лебеди, то она коренится в кельтской легенде о превращении семерых близнецов в лебедей: после целого ряда приключений шестеро близнецов обратились обратно в людей, а один так и остался лебедем. Этот чудесный оборотень способен полюбить смертного человека, но при том или ином запретном условии. В сказках он сам прилетает в образе лебедя. Но в более поздних вариациях лебедь везёт ладью с рыцарем. Людское любопытство всегда заставляет нарушить запрет — и чудесный супруг исчезает.

На основе разрозненных легенд Вагнер создал самостоятельное произведение, в котором есть всё, чем нас волнует миф о Средневековье: колдовские чары, рыцарские поединки, благородная любовь, мужская жестокость и женское коварство. «Невинная принцесса обвиняется в страшном преступлении. Ее положение кажется отчаянным, но тут является неведомый заступник — бесстрашный рыцарь. Вершится божий суд, злодей посрамлён, народ ликует, рыцарь ведёт принцессу под венец», — читаем мы рецензии на сайте Мариинского театра. Казалось бы, на этом сказочная опера должна и закончиться: добро победило зло. Но у Вагнера всё только начинается.

«Исчерпав внешний конфликт, Вагнер сосредоточивается на внутреннем, — читаем мы дальше. — При всей своей медлительной эпичности “Лоэнгрин” чрезвычайно психологичен. Заворожив слушателей видениями “тонкого мира” в оркестровом вступлении, решительно покончив с несправедливым судебным разбирательством в первом действии, Вагнер далее — на протяжении двух актов — разворачивает напряжённую психологическую драму. Существует немало опер о любви, но именно в “Лоэнгрине” тема любви развита глубоко и последовательно до беспощадности. Что значит безусловная любовь (или, как сейчас говорят, “безусловное принятие”)? Существуют ли в любви границы доверия и самоотдачи? Существует ли право знать? Право скрывать? Где мера свободы человека и его ответственности?»

На эти и другие вопросы можно будет попытаться ответить, придя в Мариинский театр в пятницу, 22 октября. Опера «Лоэнгрин» пройдёт на второй сцене (улица Декабристов, дом 34).

Опера Вагнера о пришествии в мир волшебного рыцаря, который хотел творить добро, но не мог назвать своё имя, разворачивается в Мариинском театре в завораживающих визионерских декорациях по эскизам Евгения Лысыка. Эпическая мощь и средневековый колорит вагнеровского театра очень созвучны творчеству этого прославленного украинского сценографа. Статус особого события грядущему спектаклю придает участие в нём международной звезды вагнеровских постановок меццо-сопрано Екатерины Губановой. В «Лоэнгрине» она будет петь антигероиню — неистовую колдунью Ортруду. В главных партиях заняты ведущие мариинские солисты и специалисты по Вагнеру: Ирина Чурилова (Эльза), Михаил Векуа (Лоэнгрин), Михаил Петренко (Генрих Птицелов). Дирижер — маэстро Валерий Гергиев.

Начало в 19 часов.

Отметим также, что 24 октября, в воскресенье, на новой сцене Мариинки пройдёт другая опера Рихарда Вагнера — «Тангейзер».

В вагнеровской коллекции Мариинского театра «Тангейзер» занимает особое положение: одна и та же команда постановщиков всего за два года предложила две совершенно разные сценические версии этой оперы, одну — в Концертном зале, другую — на сцене Мариинского-2. Премьера новой версии состоялась летом и вызвала противоречивые отклики. Универсализм идей Вагнера позволил постановщикам уйти от сказочной рыцарской романтики и переместить происходящее в совсем неромантические, жесткие современные реалии. Новый «Тангейзер» в Мариинском смел, вызывающ и музыкально великолепен. Главные партии исполняют Елена Стихина (Елизавета), Михаил Векуа (Тангейзер), Евгения Муравьёва (Венера) и Роман Бурденко (Вольфрам).

Рецензию Дмитрия Жвании на новую постановку «Тангейзере» читайте на сайте «Родина на Неве» — «Зачем Тангейзера отправили в Третий Рейх».

Поделиться ссылкой: