Более 24 миллиардов рублей готова вложить в строительство угольного терминала в порту Высоцк компания, связанная с главой «Лукойла» Вагитом Алекперовым. Таким будет одно из самых крупных инвестиционных соглашений на грядущем ПМЭФ.
На Петербургском международном экономическом форуме — 2019 (ПМЭФ) губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и представитель зарегистрированного в регионе в прошлом году ООО «Сухогрузный перевалочный комплекс Высоцк» подпишут инвестиционное соглашение стоимостью в 24,3 миллиарда рублей. 100% долей этой компании принадлежат неизвестному широкой аудитории московскому бизнесмену Евгению Коневу, однако, около полугода назад о курировании проекта публично заявил глава «Лукойла» Вагит Алекперов.
Плюс 40% к угольному экспорту Балтики
«СПК Высоцк» планирует строительство морского перевалочного комплекса в одноимённом порту на территории МО «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области. Комплекс предполагается построить в два этапа — мощностью до 7 миллионов тонн в год к 2021 году и до 15 миллионов к 2023 году. Комплекс включит в себя железнодорожный грузовой терминал, морские причалы и склады. Предполагается, что вся инфраструктура будет ориентирована на перевалку каменного угля. При реализации проекта планируется создание не менее 500 рабочих мест.
Заместитель председателя правительства Ленинградской области Дмитрий Ялов и заместитель генерального директора по работе с органами государственного управления ООО «Балтийская нефтесервисная компания» Владимир Калуженов (экс-глава компании «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт») подтвердили планы по строительству угольного терминала в порту Высоцк, но до подписания официального документа на ПМЭФ от более подробных комментариев воздержались.
Сегодня все российские порты Балтийского моря вместе взятые экспортируют примерно 40 миллионов тонн угля, что составляет четверть его отечественного морского экспорта.
Сотрудничество ООО «СПК Высоцк» и правительства Ленобласти предполагает экспорт 15 миллионов тонн угля из российского порта Высоцк с 2023 года. Сегодня все российские порты Балтийского моря вместе взятые экспортируют примерно 40 миллионов тонн угля, что составляет четверть его отечественного морского экспорта. Применительно к этим цифрам исполнение инвестсоглашения означает увеличение перевалки угля в российских портах Балтики почти на 40%. Погрузка на судно одной тонны угля стоит сегодня около 1000 рублей, так что в Ленинградской области появится налогоплательщик с выручкой в 15 миллиардов рублей в сегодняшних ценах.
На данный момент в порту Высоцк подконтрольное «Лукойлу» АО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» переваливает нефтепродукты (11 миллионов тонн в 2018 году). Кроме того, в Высоцке работает угольный терминал ООО «Порт Высоцкий», принадлежащий кипрской Sibenco Holding Ltd, которую связывают с казахским миллиардером Тимуром Кулибаевым. Эта компания перевалила в прошлом году около 8 миллионов тонн угля. Так что исполнение нынешних планов увеличит экспорт угля в порту почти в три раза.
Не Запад, так Восток
Предполагается, что уголь из нового терминала в порту Высоцк отправится в европейские порты. Сегодняшнее потребление угля Старым светом оценивается в 160 миллионов тонн в год, около 70 миллионов тонн из которых составляет российский уголь. Для России это примерно треть угольного экспорта. «СПК Высоцк» претендует на 10% всего европейского импорта и более чем на 20% его российской составляющей.
Сегодняшнее потребление угля Старым светом оценивается в 160 миллионов тонн в год, около 70 миллионов тонн из которых составляет российский уголь. Для России это примерно треть угольного экспорта.
Выглядит заманчиво, но есть одно обстоятельство: европейские правительства стремятся отказаться от использования угля в энергетике как от самого «грязного», вредного для экологии, вида топлива. В частности, Германия датирует конец угольной эпохи 2039 годом. Большинство экспертов относится к этим планам с сомнением. «Я как энергетик не представляю себе, чем Европа заменит уголь не только при производстве тепла и электричества, но и в металлургической промышленности. Вы скажете — атомная энергия. Правильно, но как тогда европейский производители будут конкурировать с китайскими? В Китае почти вся энергия производится в результате самых дешёвых технологий сжигания угля, и что-то я не слышал, чтобы китайское правительство собиралось от него отказываться», — сказал РБК участник рынка, просивший из соображений корректности по отношению к новому проекту не называть себя.
В любом случае, перспективу мирового спроса на уголь сегодня определяют страны Юго-Восточной Азии — Китай и Индия, в первую очередь. Даже возможное тотальное сокращение потребления угля европейскими странами к 2040 году на российский экспорт повлиять не должно — он просто изменит свою географию. Так, во всяком случае, полагает большинство аналитиков в этой сфере.
Плюс независимость, минус экология
Главный редактор ИАА «ПортНьюс» Надежда Малышева видит в проекте «СПК Высоцк», прежде всего, федеральную, а не региональную составляющую. По её мнению, проект важен для страны в целом, потому как он — один из тех, что позволит исполнить политический вектор страны на перенос отечественных экспортных грузопотоков из иностранных портов в российские.
Новые угольные терминалы в российских портах Балтики необходимы из-за очевидного профицита угля в стране и столь же очевидного недостатка портовых мощностей для его перевалки. Надежда Малышева говорит, что новые угольные терминалы на Северо-Западе — это независимость российских экспортёров от портов сопредельных государств, плюс отличная возможность развить экономику регионов, в которых есть порты — как Высоцк, например.
Европейские правительства стремятся отказаться от использования угля в энергетике как от самого «грязного», вредного для экологии, вида топлива. В частности, Германия датирует конец угольной эпохи 2039 годом.
Директор аналитического центра «Дорн» Андрей Карпов предлагает взглянуть на новый проект не только с точки зрения экономики. Учитывая заявленные масштабы грузопотоков, эксперта волнует вопрос: каким образом такие объёмы угля будут завозиться в порт Высоцк?
Андрей Карпов не сомневается, что по железной дороге. Но дополнительные 15-20 миллионов тонн угля, на которые претендует будущий терминал, повезут через Ржевку-Пороховые, вдоль проспекта Руставели, через Ручьи, а дальше через Орехово-Сосново-Лосево-Каменногорск. Другой железной дороги для этого нет и пока не предвидится. По его мнению, все составы будут громыхать и пылить в непосредственной близости от жилых кварталов в этих районах так же, как сегодня, плюс ещё 15-20 миллионов тонн, плюс дополнительные грузопотоки от других заявленных проектов. «Я за все новые проекты, но нельзя забывать интересы людей, которые невольно оказываются косвенно в них втянутыми», — отмечает собеседник РБК Петербург.