В Библиотеке на Карповке прошла лекция под названием «Возобновление работы кинотеатров в блокированном Ленинграде в марте 1942 года». Лектор — исследователь истории кино Вячеслав Кокин.

Первым возродился «Молодёжный»
…4 марта 1942 года произошли не очень известные, но важные для жителей блокадного Ленинграда события: по решению городских властей в этот день возобновились спектакли в Театре музыкальной комедии и вновь открылся кинотеатр «Молодёжный». Ныне он не существует, но раньше находился на Садовой улице, вблизи Невского проспекта, в его фойе висела мемориальная доска, посвящённая этой дате.
Вот что писала 5 марта газета «Ленинградская правда»: «Вчера возобновил работу кинотеатр “Молодёжный”. Демонстрировался документальный фильм “Разгром немецких войск под Москвой”. Все билеты были быстро распроданы».
Хорошо известны высказывание В. И. Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Эти слова на протяжении десятилетий были руководством к действию для политических лидеров СССР. Достаточно сказать, что в 1939 году на экраны страны вышли 59 художественных фильмов, а в довоенный период 1941 года — 27. Некоторые из снятых в тридцатые годы картин стали шедеврами мирового кинематографа.
— Перед началом Великой Отечественной войны в Ленинграде работали 43 кинотеатра, не считая кинозалов в клубах и домах культуры, — рассказал Вячеслав Кокин. — И даже, когда сомкнулось кольцо блокады, люди продолжали ходить в кино. Интересный факт. Премьера ленты «Антон Иванович сердится» состоялась в кинотеатре «Гигант» 19 августа 1941 года, когда враг уже был на подступах к нашему городу.
«Оскар» за разгром фашистов под Москвой
В своих исследованиях Вячеслав Кокин часто обращается к блокадным дневникам. Вот запись от 16 декабря 1941 года из дневника фрезеровщика Игоря Никитина (пунктуация сохранена): «Встали в 6 часов, поели щи, дуранды с порошком, жидкая, чай, хлеба 250 гр с горчиц[ей] на двоих. Мама пошла в завод, а мне к 7 веч[ера]… Ходил в “Эдисон” на 12ч. “Истребители”. Раньше то бывало приходишь в кино развлечься, а теперь только время провести, чтобы дома за это время, не стерпишь и съешь лишний кусочек еды. К/т “Великан” не работает с того дня когда горели Американские горки и Стеклян[ный] театр. Последний раз там шел кино-фил[ьм] “Последн[ий] табор”. …Вспоминал мирную жизнь, о том как все было в магазинах, буфетах, дома».
Осенью 1941 года киносеансы часто прерывались или отменялись из-за бомбёжек, число работающих кинотеатров сокращалось. К концу года их осталось всего 19. А вскоре и те закрылись. 11 января 1942 года рубрика «Сегодня в кино» в «Ленинградской правде» вышла в последний раз.
Работа кинотеатра «Молодёжный» возобновилась фильмом «Разгром немецких войск под Москвой». История его создания такова. В конце ноября 1941 года Иосиф Сталин вызвал председателя Комитета по делам кинематографии Ивана Большакова:
«Мы собираемся нанести немцам удар огромной силы. Думаю, что они его не выдержат и покатятся назад… Надо всё это заснять на плёнку и сделать хороший фильм».
Советские кинематографисты блестяще справились с поставленной задачей. Фильм имел огромный успех у зрителей, его показывали не только в кинотеатрах, но и в госпиталях. В том числе и в тех, которые находились в Ленинграде. Для укрепления союзнических отношений «Разгром немецких войск под Москвой» демонстрировали в США. Американцы радовались победе Красной Армии, в 1943 году эта лента получила «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».
Правдиво, без прикрас
Сразу вслед за «Молодёжным открылись ещё два кинотеатра — «Ударник», что на углу Садовой улицы и Лермонтовского проспекта, и «Колосс», на углу Итальянской и Малой садовой (названия всех улиц — современные). А к концу 1942 года в Ленинграде работали уже 20 кинотеатров.
В их репертуаре было много документальных фильмов, где показывались и мужество советских солдат, и преступления фашистов. По словам Вячеслава Кокина, это фиксировалось даже в немецких разведывательных сводках.
В 1942 году знаменитым режиссёром Романом Карменом был снят пронзительный документальный фильм «Ленинград в борьбе». Съёмки проходили в тяжёлых условиях блокады, при жёсткой цензуре. Руководители города требовали убрать наиболее страшные кадры. Вот, например, что говорил председатель Ленгорисполкома Пётр Попков: «…Насчет покойников. Куда их везут? Причём их очень много показано. Впечатление удручающее. Часть эпизодов с гробами надо будет изъять».
Несмотря на все трудности, связанные с производством картины, работа кинематографистов завершилась успешно, фильм вызвал огромный интерес в городе. Его высоко оценил и командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант артиллерии Леонид Говоров. Полководец писал: «В те полтора-два часа, что длится демонстрация фильма, перед зрителем встает героическая картина борьбы ленинградцев за свой родной город. Величественная эпопея обороны Ленинграда показана правдиво, без прикрас».
Билетов не достать!
Но демонстрировались и художественные фильмы. Как советского, так и зарубежного производства. В 1942 году можно было посмотреть недавно снятую по одноименному роману Максима Горького ленту «Дело Артамоновых». Были в репертуарах кинотеатров и музыкальные фильмы. Например, американская комедия «Шампанский вальс» (оригинальное название — «Вальс шампанского»)
— К веселым фильмам ленинградцы относились по— разному, — говорит Вячеслав Кокин. — Большинству они нравились. В дневниковых записях читаешь, что люди ходили в кино для того, чтобы отдохнуть, набраться сил, на какое-то время избавиться от тяжёлых мыслей. Но были и те, кто считал, что в переживаемое городом и страной страшное время не надо показывать подобные фильмы.
В 1942–1943 годах попасть в кино было нелегко. Кинотеатров не хватало, к тому же часть билетов распространялась на предприятиях и в воинских частях. Ленинградцы стояли в очередях, покупали билеты у спекулянтов, даже выменивали их на хлеб. И вновь обратимся к дневнику Игоря Никитина. Запись от 25 марта 1942 года (орфография и пунктуация сохранены): «В 2ч пошол на Невский, в кино “Колосс” на 3ч. Кое-как прошол без билета, смотрел “Шампанский вальс”»…
Давид Генкин
Печатная версия — в газете «Петроградская перспектива» №8 от 5 мая 2025 г.
