В Малом Комендантском коридоре Зимнего дворца теперь можно увидеть статую Христа работы немецкого скульптора Даннекера. Реставрация продлилась 10 лет, а ещё 60 лет специалисты не знали, как «подступиться» к этой работе.
Эту фигуру Спасителя высотой 220 сантиметров, выполненную из каррарского мрамора в начале 1820-х приобрела императрица Мария Фёдоровна — вдова убитого заговорщиками Павла I. В подарок сыну, якобы давшему «добро» на свержение отца, — Александру I.
После доставки на берега Невы изваяние отправилось в Царское Село, где впоследствии его установили в павильоне «Шапель». Там оно находилось вплоть до 1954 года, когда в сильно повреждённом виде поступило в Эрмитаж…
Статую выполнил известный немецкий скульптор фон Даннекер. По собственной инициативе. Мастер работал над статуей восемь лет и считал это произведение самым важным в своём творчестве. «Я хочу представить Христа, как он взывает к человечеству: «следуйте за мной»», — говорил ваятель.
Иоганн Генрих фон Даннекер (1758-1841), согласно распространённой версии, был сыном кучера вюртембергского герцога. (Правда, непонятно, откуда взялось при фамилии дворянское «фон»). В некоторых источниках значится, что в юности он был балетным танцором. При этом был принят на учёбу в военную школу, затем — в академию, потом ставшую университетом. Здесь Даннекер учился по отделению скульптуры. Затем был направлен совершенствовать мастерство сначала в Париж, а затем в Рим. Вернувшись на родину, в 1790-м «он много и плодотворно работал, выполняя пластические произведения в разных жанрах». Одной из лучших и самых известных работ скульптора стал портрет поэта и драматурга Фридриха Шиллера, с которым он был дружен с юных лет. Большинство работ Даннекера хранится в Государственной художественной галерее Штутгарта.
Работу над статуей Даннекер начал летом 1815-го, в августе в письме другу он сообщил, что создал уже 23 рисунка головы Спасителя. Исследователи отмечают, что за основу своего замысла он взял слова Иисуса, обращённые к Фоме: «Я есмь путь и истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня».
Скульптор взялся за работу над статуей, не имея определённого заказчика. В 1817-м он заказал для неё в итальянской Карраре блок мрамора, который был доставлен в Штутгарт только через три года.
В октябре 1818-го Штутгарт посетила императрица Мария Фёдоровна. Она побывала в мастерской Даннекера. Тогда она и заказала скульптору полномасштабную статую Христа, исходя из существовавшей на тот момент небольшой модели. Возможно, этому способствовала дочь высокой российской гостьи — великая княгиня Екатерина Павловна — королева Вюртембергская. Сама вторая супруга Павла I, между прочим, тоже происходила из этого немецкого владетельного дома.
Мраморная статуя была завершена осенью 1823-го. На основании скульптуры помещена надпись по-латыни Per Me ad Patrem («Через Меня к Отцу»). Изваяние было доставлено в Россию морем из Амстердама спустя год. Даннекеру за труды заплатили 3000 дукатов, пожаловали орден Святого Владимира и подарили кольцо, украшенное бриллиантами.
Кстати
Позднее Даннекер выполнил тоже из мрамора повторение статуи для дворцовой капеллы князей фон Турн и Таксис (ныне находится в Регенсбурге), а в гипсе — для Госпитальной церкви в Штутгарте (после Второй мировой войны от этой скульптуры сохранился только фрагмент головы).
Приобретённая императрицей Марией Фёдоровной статуя отправилась в Царское Село, где поначалу располагалась в Александровском дворце (есть свидетельства очевидцев), а позднее её установили в Шапели на специально изготовленном пьедестале высотой около 125 сантиметров из «полевого мелкозернистого красного гранитного камня».
Павильон «Шапель» (от французского Chapelle — капелла, часовня) расположен на окраине Александровского парка Царского Села. Построен по проекту Адама Менеласа как «руина», то есть стилизованное под полуразрушенное и как бы заброшенное здание в неоготическом стиле. Здание достигает 40 метров в высоту и завершается высокой шатровой кровлей с декоративными башенками-пинаклями, украшенными по углам шпилями. Все фасады верхнего этажа украшали фальшивые окна, расположенные в три ряда. Лишь одно из них пропускало свет, который проникал в капеллу и падал на стоявшую слева у стены статую Христа работы Даннекера.
В Шапели статуя Христа находилась до середины 1950-х. Скульптуру не эвакуировали с началом Великой Отечественной войны и, судя по всему, не укрывали. Немецко-фашистские захватчики изваяние работы своего соотечественника Даннекера не вывезли и не уничтожили. Возможно, что оно было существенно повреждено ещё до оккупации Царского Села.
Как бы то ни было, но статуя поступила в Эрмитаж в 1954-м со значительными утратами: сколы носа, бороды, локона волос, одеяния, пальцев ног. Но самое главное — отсутствовали кисти рук.
«В процентном соотношении утраты занимают не более пяти процентов от всего объёма памятника, но они сильно искажают его облик. Экспонирование фигуры без кистей рук, через которые передавалась основная авторская мысль «Через Меня к Отцу», по общему мнению, было невозможно, поэтому реставрационная комиссия музея приняла решение восполнить эти утраты», — рассказывают реставраторы.
Были собраны и изучены все архивные изображения оригинальной статуи и её повторения, находящегося в Регенсбурге. Благодаря видам с разных ракурсов удалось создать модели недостающих фрагментов. Только на это понадобилось около четырёх лет.
В конце концов мелкие детали были воссозданы из имитирующего композитного материала на основе полиэфирной смолы с мраморной крошкой, а кисти обеих рук статуи выполнены из мрамора, идентичного оригиналу.
«Реставрационные работы выполнены Александрой Богдановой и Андреем Новиковым, художниками-реставраторами Лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня, под руководством заведующей Лабораторией Светланы Петровой», — сообщает сайт Государственного Эрмитажа.
Напомним, что сейчас в павильоне «Шапель» Александровского парка Царского Села на месте скульптуры Даннекера представлена статуя великой княгини Александры Николаевны работы выдающегося русского скульптора Ивана Витали. Скульптура происходит из утраченной Малой Шапели, которая находилась на берегу Ламского пруда. О судьбе младшей дочери императора Николая I, которую в семье называли Адини, «Родина на Неве» уже подробно рассказывала. Замена получилась достойная.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайтов Государственного Эрмитажа, ГМЗ «Царское Село» и справочных ресурсов Интернета