Эрмитаж демонстрирует ювелирные изделия, снабжённые сюрпризами. Экспозиция развёрнута в спальне императрицы Марии Александровны, что придаёт выставке если не дополнительный шик, то некоторую пикантность.

Полное название экспозиции — «Вещь с секретом. Ювелирное искусство XVI–XXI веков». Открыта она уже почти месяц (выставка доступна всем посетителям по общему входному билету Эрмитажа). Представлены уникальные раритеты в Синей спальне императрицы Марии Александровны (супруги Александра II).
«Очаровательная выставка, показывающая прелестные тайны ювелирных изделий ‒ типичное для Эрмитажа сочетание науки и опыта знатока», ‒ цитирует пресс-служба главного музея России его директора Михаила Пиотровского.
В сравнительно небольшом зале экспонируется сто двадцать предметов — медальоны, часы, кольца, табакерки, трости, шкатулки и др. В основном, это изделия с «секретом Полишинеля», то есть с сюрпризом, предназначенным для того, чтобы быть обнаруженным и произвести впечатление на гостей. Но есть в экспозиции и зловещие предметы.

Например, золотой перстень, сделанный в Западной Европе в XVI веке, а также кольца, украшенные камеями «Благовещение» (плюс герб папы римского Иннокентия XI) и «Бюст Минервы», скрывают в себе ёмкость для убийственной порции яда.
Кстати
Папа римский Иннокентий XI (он же Бенедетто Одескальки, 1611-1689), помимо прочего, памятен запретом азартных игр и глубокого декольте женских платьев, а также закрытием театров, которые, по его мнению, являются одним из рассадников порока. Кроме того, он проводил политику жёсткой экономии и контроля доходов/расходов сановников папского престола. В общем, перстень с ядом мог пригодиться и ему самому, и кому-нибудь из кардиналов, чтобы при случае расправиться с самим понтификом.
Немало на выставке и мемориальных предметов, связанных с российскими монархами. Например, экспонируется табакерка в виде миниатюрной гренадерской шапки (Россия, середина XVII века), принадлежавшая императрице Елизавете Петровне. Несколькими ювелирных изделий «с секретом», которые сейчас можно увидеть в Синей спальне Зимнего дворца, пользовалась Екатерина II.
Во-первых, это подаренный царице польским королём Станиславом Августом Понятовским (её бывшим фаворитом) миниатюрный письменный прибор в виде будуарного диванчика. Изделие изготовлено во Франции в 1760-1770-е годы. В подлокотники-валики вмонтированы чернильница, песочница и отделение для перьев.

Во-вторых, украшенная бриллиантами табакерка, созданная в России (конец 1770-х) известным ювелиром того времени Иоганном Готлибом Шарфом. На крышке расположена камея с портретом графа Алексея Орлова-Чесменского, скрывающая под собой миниатюрное изображение неизвестного молодого человека, который, видимо, в это время был в фаворе у великой любвеобильной императрицы.

В-третьих, считается, что именно Екатерине II принадлежала трость, выполненная в конце XVIII века во Франции из черепахового панциря, с рукоятью в виде головы орла. В специальный шарообразный выступ этого фигурного набалдашника встроены миниатюрные часы, а в верхнюю часть опоры — музыкальный механизм.
Кстати
На этой эрмитажной выставке представлено несколько тростей. В рукоятку некоторых из них помещена подзорная труба, есть и образец со встроенной в опору шпагой. Впрочем, «Родина на Неве» недавно рассказывала о выставке потайного и скрытого ношения оружии XVII-XX веков, которая демонстрировалась в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Представлены на выставке и уникальные серебряные часы с секретом, созданные мастером-самоучкой Иваном Петровичем Кулибиным (1735‒1818) для Екатерины II в 1769-м. Обычно этот раритет демонстрируется в постоянной экспозиции Эрмитажа. В эти часы яйцевидной формы встроен, помимо собственно хронометра, механизм боя, музыкальный аппарат, исполняющий несколько мелодий, и маленький «театр», фигурки которого тоже приводятся в действие специальным устройством. Всего механизм этого изделия состоит из 427 деталей.

В своеобразную перекличку с кулибинскими часами яйцевидной формы вступают демонстрируемые в Синей спальне изделия Фаберже.
Во-первых, это выполненное фирмой Карла Фаберже в 1902 году яйцо-часы, которое на протяжении 100 с лишним лет принадлежали семейству Ротшильдов. В 1905 году Беатриса Эфрусси (1864-1934) подарила это изделие своему младшему брату — барону Эдуарду Ротшильду (1868-1949) по случаю его помолвки. В 2007 году приобретено на аукционе Christie`s в Лондоне за 18,5 миллиона долларов США российским бизнесменом. В 2014-м передано в Эрмитаж. В качестве сюрприза здесь выступает золотой петушок, украшенный бриллиантами, который каждый час появляется из-под розетки в верхней части яйца — машет крыльями и кукарекает.

Во-вторых, экспонируется пасхальное яйцо «Эрмитаж», изготовленное Тео Фаберже (1922-2007) — внуком великого Карла — для «Петербургской коллекции», работать над которой он начал в 1985-м.
«Пасхальное яйцо, покрытое голубой гильошированной эмалью, поддерживается фигурками трёх бронзовых атлантов. Оно увенчано короной Романовых с сапфировым кабошоном, украшено монограммой Петра Великого с бриллиантами, а на обратной стороне — двуглавым орлом. Сюрприз яйца — коронационная карета Екатерины II из серебра, золота, эмали и бриллиантов», — говорится в описании, опубликованном на сайте Эрмитажа.

В Синей спальне Зимнего дворца также можно увидеть ручное зеркало с потайным отделением, всевозможные кольца — печатки, обручальные (таинство брака), сдвоенные, масонские, фигурные шутейные кубки и чернильницы, всевозможные миниатюрные часы (в виде различных цветочных бутонов, груши, жука, мандолины).
«Часть экспонатов выставки иллюстрируют бытовавшие в обществе прошлых эпох тайные языки мушек, вееров, цветов, камней. Отдельно выделены предметы, которые были хранителями чувств: медальоны, где прятали локон и портрет близкого человека», — сообщается в эрмитажном пресс-релизе.
Для справки:
Апартаменты супруги наследника российского престола, а впоследствии императрицы Марии Александровны (1824-1880) в Зимнем дворце были оформлены по проекту Александра Брюллова в 1841 году. Позднее декор этих комнат по желанию их хозяйки был изменён архитекторами Андреем Штакеншнейдером и Гаральдом Боссе.


Первоначально стены спальни были затянуты светлым шёлком с голубым узором, но в 1850-м здесь поменяли мебель и частично отделку комнаты, в результате чего преобладающим цветом здесь стал синий.
«Спальня моя вышла такая уютная и изящная; темно-голубой цвет так хорош; ковёр с круглым рисунком, малиновый на белом фоне, очень красив …», — сообщала Мария Александровна в одном из писем.

О том, как выглядела эта комната при жизни императрицы, мы можем судить по акварельным рисункам Луиджи Премацци. Есть и фотография Карла Кубеша 1917 года. Судя по всему, из обстановки Синей спальни в эрмитажных фондах сохранилось немного предметов…
Игорь Теплов
Использованы фотографии с официального сайта Государственного Эрмитажа