В Брянске нашли «козлов отпущения»

Briansk

Трагедия в брянской школе: можно ли что-то сделать, чтобы такие случаи не повторялись

По делу о расстреле в брянской гимназии, произошедшем 7 декабря, были арестованы три человека – руководитель частного охранного предприятия, охранница учебного заведения, завхоз гимназии и отец стрелявшей девочки.

На днях суд в Брянске отправил на два месяца в следственный изолятор отца устроившей стрельбу в гимназии № 5 и покончившей с собой ученицы. Мужчину подозревают в том, что он, во-первых, неправильно хранил своё огнестрельное оружие, из которого и было совершено громкое преступление, а, во-вторых, якобы довёл дочь до самоубийства. Естественно, что данное решение вызвало очень неоднозначные оценки в обществе. Если проанализировать комментарии жителей Брянска, а также других городов и поселений нашей страны, то мы увидим, что очень многие люди сочувствуют отцу погибшей девочки и если и считают его виновным, то лишь в небрежном хранении охотничьего ружья.

Вопросов здесь пока больше, чем ответов. Конечно, отношения в семье пострадавшей девочки вряд ли были идеальными. Но в отличие от многих подобных случаев, напрягали погибшую не «домашние разборки», а издевательства со стороны одноклассников. Собственно, против них она и обратила своё оружие. Отец виновен – и оружие хранил неправильно, и, вероятно, к дочери внимание не проявлял в должной мере. Но стоит ли из-за этого отправлять человека в следственный изолятор, да ещё и с перспективой срока до 17 лет лишения свободы?

К сожалению, очень часто наше правосудие в подобных ситуациях являет собой лишь карающий меч, и как отрубленные головы от этого меча разлетаются в разные стороны человеческие судьбы, без особого разбора, кто прав, а кто виноват. Вот и в случае с «брянским расстрелом» правосудие определилось моментально – были найдены заведомые «козлы отпущения» и тут же посажены в следственный изолятор. Почему-то среди них не оказалось, к примеру, родителей тех школьников, которые издевались над стрелявшей.

Но на самом деле главный виновник произошедшего – сама система. Ведь в последние годы в сфере образования в нашей стране формировался максимально благоприятный фон для подобных событий. Перечислим лишь несколько основных моментов.

Первый – во многих школах в России появилось большое количество детей мигрантов из бывших советских республик. Да, в случае в Брянске они не фигурировали, но до этого в сети было множество публикаций о том, как эти «детки», в том числе и со спортивными разрядами по единоборствам, издеваются над более слабыми и робкими соучениками. В страну завезены миллионы людей иной культуры, менталитета, их интеграцией в общество никто не занимается, и в итоге в тех же школах формируются «конфликтные поля» при пересечении детей коренных жителей и детей мигрантов.

Второй момент – пресловутое инклюзивное образование. Не все дети могут учиться в школе в очном формате и взаимодействовать с коллективом. Раньше часть детей всегда находилась на домашнем обучении – в том числе и по этой причине. Сейчас доминирует концепция интеграции любых детей, с любыми отклонениями, в школьные коллективы. В итоге эти дети рискуют стать жертвой издевательств одноклассников и чаще всего ими и становятся, или же, что реже, сами провоцируют дестабилизацию обстановки в классе и в школе в целом.

Исправить такую ситуацию можно лишь решением «сверху», но оно не принимается. Кабинетные академики-педагоги, которые и детей то видели лишь своих собственных, если у них они есть, имеют мало представления о школе и школьных взаимоотношениях, но пытаются давать консультации чиновникам и те реализуют странные и опасные проекты.

Третий момент – отсутствие нормального внимания школы и государства в целом к воспитанию детей. Воспитание – это не пение гимна по утрам, хотя и это, наверное, важно. И воспитание не поручишь усталой 50-летней «биологичке» или «русичке», у которой и собственные дети есть. Были октябрята и пионеры, советы дружины, комсомольские организации – и с детьми работали дети, в том числе те, кто постарше, работали вожатые. Сейчас коммунистические молодёжные организации ушли в прошлое и возрождать их невозможно, но альтернативы им нет – есть вакуум. И этот вакуум не заполняет никто.

К сожалению, судя по тем «молодёжным» проектам, которые все последние двадцать лет нам демонстрируются, создать эффективную, работающую молодёжную и детскую структуру, которая бы занималась воспитанием школьников, государство не в состоянии. Все громкие названия, торжественные церемонии, собрания и митинги, шествия и военно-полевые сборы к обсуждаемой проблеме не имеют никакого отношения.

Контролировать ситуацию в школах из-за этого возможным не представляется, и даже если ввести должность «уполномоченного по борьбе с буллингом» и поставить на неё по совместительству очередную учительницу истории и обществознания или взять недавнюю выпускницу пединститута, не изменится ровным счётом ничего. Как не изменит ситуацию и ужесточение школьной охраны. Ну не спецназовцев же размещать в школьном дворе, и не вводить же детальный досмотр каждого входящего ребенка.

Если вопрос в том, чтобы дать абстрактные рекомендации, «как избежать подобного», то дело в следующем – фильтровать качество учеников, не подходящих к получению образования в школьном коллективе – на домашнее обучение, хулиганов и двоечников – ставить на учёт в полицию, исключать из школы, переводить в специальные учебные заведения.

Но самое главное – создать детские и молодёжные организации с серьёзным подходом к их деятельности, и эти организации должны охватывать всю сеть российских средних школ, а не только образцово-показательные учебные заведения в областных центрах и столице.

Но на бумаге такие рекомендации правильны и красивы, а в жизни выполнить их сложно. И проблема – в общей специфике нашей государственной системы. Даже деньги на всё это можно было бы найти, но нет желания и умения что-либо менять, и в этом проблема. В той же системе образования – огромный кадровый дефицит, в первую очередь как раз тех, кто не химию-физику или русский-историю преподавать может, хотя и этих не хватает, а тех, кто может, хочет и умеет воспитывать. Потому и сел в СИЗО отец стрелявшей девочки – потому что система сама себя не посадит, а виновные ей нужны.

Игорь Майский

Вам будет интересно