Усть-Луга готова «съесть» Петербург

Luga1

Инициатива ликвидации Большого порта Санкт-Петербурга с переводом его грузооборота в Усть-Лугу (Ленобласть) довольно-таки вяло, но всё-таки обсуждается чиновным и экспертным сообществом. Администрация 47-го региона дала понять, что проект ей не противен.

В Доме правительства Ленобласти удовлетворённо потирают руки?

Информационное агентство РБК опубликовало официальный ответ правительства Ленинградской области на запрос по поводу идеи переноса в Усть-Лугу всего грузооборота Большого порта Санкт-Петербурга, а его освободившуюся территорию застроить жилой и офисной недвижимостью.

Напомним, что президент АО «Трансмашхолдинг» (крупнейший в России производитель железнодорожного подвижного состава) Андрей Бокарев 16 марта обратился с соответствующим письмом к президенту России Владимиру Путину.

Суть предложения сводится к следующему: портовые терминалы перевести из Петербурга в Усть-Лугу (два десятка крупных объектов), освободившиеся площади (около 600 гектаров) на берегах Невы и Финского залива застроить жилой и офисной недвижимостью с объектами социальной инфраструктуры и культуры общей площадью 4,8 миллиона м2, цена вопроса составляет примерно 440 миллиардов рублей, проект получается рентабельный (выручка резидентов территории составит 130 миллиардов рублей в год, после реализации проекта — 1,5 триллиона рублей), реализовать его можно за счёт средств инвесторов, но с использованием механизма государственно-частного партнёрства и с участием ВЭБа, группа акционеров «Трансмашхолдинга» готова выступить оператором всего этого дела на основе создаваемой «Корпорации развития портов Северо-Западного региона» (пока даже не зарегистрирована).

Так выглядит Большой порт Санкт-Петербурга из космоса

Кстати

Бокарев является совладельцем нефтепродуктового наливного терминала «Усть-Луга Ойл» мощностью 30 миллионов тонн в год и действующего там же АО «Ростерминалуголь».

Президент РФ в своей резолюции на письме поручил премьер-министру Михаилу Мишустину проработать этот проект с профильными министерствами, ведомствами и администрациями регионов, Минтрансу, Минэкономразвития и Росимуществу поручено представить доклад по теме до 8 апреля.

При таком «раскладе», естественно, трудно ожидать от администрации Ленобласти откровенного и искреннего ответа, например, такого: «Да, мы обеими руками голосуем за осуществление этого проекта, который сулит региону новыми налоговыми поступлениями, развитием инфраструктуры ряда поселений, созданием новых рабочих мест и ещё много чем хорошим».

Поэтому содержание ответа свелось к констатации того факта, что о предложении уничтожить Большой порт Санкт-Петербурга правительству Ленобласти известно, оно «всесторонне анализируется совместно с коллегами» из Смольного, при этом «порт Усть-Луга готов сегодня принять весь заявленный в проекте грузооборот на действующих и строящихся терминалах». Хотя, благосклонность к такому развитию событий в письме всё-таки сквозит.

Власти Петербурга в «вертикально» сложившейся ситуации, конечно, тоже не могут заявить, что «мы категорически против этого проекта, поскольку он сулит городу, как минимум, потерей налоговых поступлений и рабочих мест».

Поэтому Смольный чуть раньше уже заявил, что предложение о трансформации территории Большого порта в Санкт-Петербурге соответствует мировой практике размещения грузовых гаваней за пределами исторического центра города, «однако его необходимо тщательно проработать» и детально рассмотреть, в частности, земельные и финансовые вопросы.

При этом речь идёт о долговременном и поэтапном процессе, в основе которого должна лежать просчитанная экономическая модель, учитывающая интересы всех участников процесса. В общем, понятно, что своего мнения у властей Петербурга на сей счёт нет.

Миллионы тонн грузов отправятся на экспорт не из Петербурга, а из Усть-Луги

Кстати

По-прежнему туманной остаётся в связи с предложением Бокарева судьба ряда крупных предприятий, которые непосредственно примыкают к территории Большого порта Санкт-Петербурга и «мешают» осуществлению проекта. Это Балтийский завод, Адмиралтейские верфи, Северная верфь, Балтийский судомеханический и Кировский заводы.

Ряд вопросов, связанных с этим «редевелопментом» петербургского порта, «Родина на Неве» уже опубликовала (см. ссылку выше), ещё несколько «но» за последние дни озвучили эксперты:

  1. Надо ли Петербургу отказываться от промышленных предприятий на своей территории, то есть от объектов, где создаётся прибавочная стоимость, и превращаться в огромный офисно-досуговый город, застроенный исключительно жилыми кварталами и сплошь заселённый клерками, работниками торговли и сферы обслуживания?
  2. Вся эта история с фактическим уничтожением порта и ряда промышленных предприятий оставит без работы значительное количество людей, которые не смогут стать «офисным планктоном». При этом, кстати, свободных площадей для контор и магазинов уже сегодня в Петербурге предостаточно.
  3. Выброшенные на улицу работники порта и ряда предприятий Северной столицы вряд ли массово переместятся в поселения Ленобласти, примыкающие к Усть-Луге (прежде всего это город Кингисепп), то есть возникшие там новые рабочие места будут заполняться, прежде всего, мигрантами.
  4. Петербургу и Ленобласти нужен совместный план стратегического развития, который был бы создан с участием специалистов самых разных отраслей и максимально дотошно учитывал, где и какие возможны точки роста промышленности, где и какие нужно строить жилые кварталы, транспортные и иные коммуникации.
  5. Самое главное при всевозможном проектировании – учёт интересов людей, живущих своим трудом, создающих реальный продукт, а не спекулянтов и «бизнесменов при власти».

Игорь Теплов

Вам будет интересно