В России время от времени возобновляется общественная дискуссия о школьной программе по литературе. Раздаются пожелания, а то и требования добавить в школьный курс то ли иное произведение или, наоборот, убрать.
Много споров ведётся по поводу русской классики. Конечно, никто не сомневается в необходимости изучения русской классической литературы. Но некоторые придерживаются мнения, что сегодняшним школьникам трудно понять её коллизии, образы и характер персонажей. А ещё – объёмы. «Война и Мир», «Тихий Дон» – фундаментальные произведения, романы-эпопеи. Их чтение задают на лето. И для тех, кто это задание честно выполняет, каникулы превращаются только в один вид отдыха – с книгой. Но, к сожалению, для очень многих чтение – это работа.
Творчество Фёдора Михайловича Достоевского полноценно представлено в школьной программе. Знакомство с произведениями «Бедные люди» и «Белые ночи» хорошо подготавливает школьников к изучению остального наследия этого великого писателя.
А дальше следует «Преступление и наказание». Роман сложный и запутанный, на высоком уровне рассуждающий о бытие человека. Это философский роман, в центре которого вопрос – что есть человек. Большая часть школьников будет скучает на уроках, посвящённых этой книге, так как им тяжело его понять в их возрасте. «Преступление и наказание» изучается в старших классах, когда школьники усердно готовятся к сдаче экзаменов, ЕГЭ. Те, кто не сдаёт литературу, проходит мимо романа, так как им необходимо заниматься своими предметами.
Но если задуматься о том, какое произведение из творчества Достоевского может подойти в данной ситуации и при этом быть интересным и нравоучительным одновременно, то это, конечно же, «Униженные и оскорблённые».
«Униженные и оскорблённые» – это роман, в котором пробиваются начальные ростки всего творчества Федора Михайловича, и это создаёт для школьника благоприятную среду для размышлений. Повествование очень доступное и лёгкое. Слог простой. Текст читается в захлеб.
Это – история о могуществе человеческого эгоизма.
Князь Волковский, который на протяжении всего сюжета демонстрирует свое превосходящее во всех смыслах эго. Ему безразличны чужие чувства. Волковскому интересны лишь свои, достаточно, меркантильные ценности и беспредельная выгода в каждом сношении с кем-либо.
Вроде бы ему противопоставлен оскорблённый им старик Ихменёв. Он утопает в горе, так как его любимая и единственная дочь ушла из семейного дома с сыном князя… Однако старик Ихменёв почти, что сразу же занимает очень удобную для себя позицию, то есть он закрывается в себе, не идёт ни на какой контакт с дочкой, чтобы выяснить отношения. Николай Сергеевич только лишь ждет, когда же Наташа вернётся к нему на коленях и будет молить о прощении. Он – тоже эгоист, но его эгоизм – страдальческий. И Фёдор Михайлович прекрасно показывает подоплёку поведения Ихменёва.
Это нравоучительный роман. И он посвящён и любви, где эта самая любовь переплетается с искренними человеческими чувствами, наполненными разными долями всё того же эгоизма.
«Униженные и оскорблённые» – это произведение в первую очередь о ценности человека как такового. Каждый персонаж в романе представлен как отдельная и самостоятельная личность, со своими переживаниями и опасениями. Хитросплетения их характеров и многосложность нравов генерируют суровость и реальность сюжета. Именно из-за этого произведение до сих пор актуально.
В книге идёт речь о проблеме «отцов и детей», и такой же сценарий, или может схожий, точно происходит сегодня в сотнях и тысячах семей. Всё повторяется раз за разом…
«Униженные и оскоблённые» – подходящее классическое произведение для изучения в школьной программе, так как в него укладывается почти всё то, что школьники читали в «Бедных людях» и в «Белых ночах», но темы эти тут раскрыты более масштабно, а также цельно, вмещаясь в небольшой объём.
Сергей Русанов