Украинство как отказ от реальности – от прошлого

Ukrainstvo
Автор текста — Дмитрий Жвания, редактор «Родины на Неве»

На Украине самые русофобские заявления часто делают люди с русскими фамилиями, этнические русские, иногда – уроженцы России. Что движет этими людьми? Почему они так ненавидят Россию? 

Русофобия как текст на лояльность

Людмила Леонтьевна Денисова, урождённая Анкудинова, появилась на свет 6 июля 1960 года в Архангельске. По национальности – русская. Окончила Архангельское педагогическое училище…. Это та самая мадам, которая, будучи украинской уполномоченной по правам человека, прославилась изощрёнными выдумками об изнасилованиях российскими солдатами украинок и даже украинцев.  

Алексей Мячеславович Данилов родился 7 сентября 1962 года в городе Красный Луч Ворошиловоградской (ныне – Луганской) области. Когда Алексею было пять лет, в Красном Луче открыли мемориал «Миус-фронт», посвящённый сражениям Великой Отечественный войны, которые разворачивались в тех местах. Этот самый Данилов, глава Совета национальной безопасности и обороны Украины, который заявил, что называть русских свинособаками, как это принято сейчас в украинской пропаганде, значит, оскорблять свиней и собак, так как свиньи и собаки гораздо умней и чистоплотней русских.

Кирилл Алексеевич Буданов родился 4 января 1986 года в Киеве. С 5 августа 2020 года он возглавляет Главное управление разведки Министерства обороны Украины. В его кабинете висит карта, на которой изображено, на какие части якобы распадётся Россия. Эта же карта была воспроизведена на торте, который Буданов употребил в день своего рождения. 

Юрий Евгеньевич Бутусов родился 17 июня 1976 года в Киеве. Бутусов – один из самых известных украинских военных корреспондентов и пропагандистов.

Список украинствующих русофобов с русскими фамилиями и даже русского происхождения можно продолжать долго.

О чём говорить, если один из идеологов радикального украинского национализма Дмитрий Донцов не был этническим украинцем. Родился и вырос Донцов в многонациональном Мелитополе. Отец его, Иван Дмитриевич, якобы происходил из казацкого рода (документальных подтверждений этой версии нет), а мать, Ефросинья Иосифовна, имела итальянские корни, а её отчим был немцем-колонистом. Сам Донцов писал, что украинца из него сделали Николай Гоголь, Тарас Шевченко, Пантелеймон Кулиш и Алексей Стороженко, с чьими произведениями он познакомился «с того часу, как начал читать» (Пантелеймон Кулиш и Алексей Стороженко – этнографы-украинофилы XIX века). Старшие брат и сестра Донцова действовали в рядах Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), а затем коммунистической партии – ВКП (б). Литературовед Сергей Квит из Киево-Могилянской академии, который занимал пост министра образования и науки в правительстве Арсения Яценюка, утверждает, что Донцов не знал украинского языка и не считал нужным его учить, так как определял украинцев расой, чьё единство зиждется не на лингвистической основе.

Значит, что правы те, кто считает, что украинство – это не этническая категория, а морально-психологическая?

Что касается экстравагантных фантазий Денисовой о многочасовых публичных изнасилованиях граждан Украины российскими военными, то, без всякого сомнения, их появление в сознании пожилой женщины должны разъяснить психологи и сексологи.  

Но не надо быть профессором психологии, чтобы понять, что нарочитое украинство Денисовой вытекает из желания мимикрировать под запросы того общества, в котором она, бывшая детсадовская воспитательница, добилась успеха. «Все дети мои считают, что они украинцы. Они все у меня националисты. В интернете, везде фотки моих внуков, они в вышиванках, флаги у них на балконах. Старший внук националист, он говорит, что Путин “крейзи”», – рапортовала она в октябре 2015 года в одном из интервью.     

Правда, она утаила, что её семья, и она сама в том числе, на тот момент имела недвижимость и бизнес в Крыму. После того, как полуостров вернулся в Россию, Денисовы переоформили свою собственность в соответствии с российским законодательством. Весной 2021 года бывший депутат Рады Алексей Журавко (убитый в Херсоне 25 сентября 2022 года при обстреле города американскими ракетами HIMARS) выложил в сеть копии обращений мужа (бывшего офицера советской армии, уроженца Нижнего Тагила), матери, сестры и дочери Денисовой о принятии их в гражданство России.  

Так что скорее всего Денисова – обычная корыстолюбивая проходимка. При другой конъюнктуре – если бы карты легли иначе, она вполне могла бы клясться в безмерной любви к своей исторической Родине, заявляя в социальных сетях, что счастье – это родиться, жить и умереть в России. 

Да и многие остальные украинские русофобы с русскими фамилиями из того же ряда, что и Денисова – из ряда проходимцев и карьеристов. Политическая «культура» постсоветской Украины зиждется на русофобии, а после победы Майдана украинская политика – это русофобия и всё. Чтобы быть в политической обойме Украины, надо всячески показывать свою ненависть к России, особенно людям с русскими фамилиями – для них это текст на лояльность.

Воспитание чувств  

Один из героев романа Евгения Водолазкина «Брисбен», украинствующий интеллигент-неудачник Фёдор, отец протагониста – гитариста-виртуоза Глеба Яновского, женится второй раз, и, что показательно, вновь не на украинке, а на русской женщине. Если его первой женой была уроженка Вологды, то второй стала женщина из Курской области Галина, обременённая сыном от предыдущего брака – Егором.  В Киеве Галина и Егор быстро осваивают украинский язык и только на нём общаются с окружающими, большей частью русскоязычными.

Мотивацию Галины понять можно – наверное, так женщина хотела показать, что она мужняя жена. Она продолжила говорить по-украински и после смерти Фёдора. Их общий с Фёдором сын, Олесь, повторяет мантры отца, заявляя в беседе с Глебом, что у Украины и России нет общего будущего. Воспитание. Но что движет первым сыном Галины – русским мальчиком? За то, что он в детстве проявил задатки маньяка-убийцы, его отравляют в интернат. Затем он исчезает из повествования, и вновь появляется лишь тогда, когда главный герой романа, Глеб Яновский, в конце февраля 2014 года случайно забредает на киевский Майдан, где его арестовывает националистический активист. Егор освобождает сводного брата, унижая при этом активиста. За что тот на следующий день выстрелом в спину убивает Егора, пользовавшегося на Майдана большим авторитетом.

Глеба Яновского воспитывала бабушка по материнской линии, вологодская женщина. И он, несмотря на все националистические инсинуации отца, вырос русским, русских и украинцев он воспринимает как один народ. В Ленинграде, куда он впервые приехал старшим школьником, его очаровывает местное русское произношение. Очаровывает настолько, что он поступает на филологический факультет ленинградского университета, где погружается в изучение русской филологии. Им завладевает стихия русского языка, он открывает для себя смыслы его слов, полифонию в романах Достоевского…

Уроженец Киева Глеб Яновский – русский. Уроженец Курской области Егор – украинец. Так получается? Водолазкин в «Брисбене» ставит вопросы, которые сейчас весьма актуальны, точнее, заставляет задуматься над ними, но своего видения ответов на них не предлагает даже намёками. Так, писатель не раскрывает, чем подпитывается украинский национализм отца Глеба – Фёдора. Да, он родился в городе Каменец-Подольский, что на юго-западе Украины. И что? Это отнюдь не то же самое, что и Львов или какая-нибудь Коломыя. В советские годы это был русскоязычный город…

В романе есть очень симпатичный персонаж – дедушка Глеба по отцовской линии Мефодий. Он говорит по-украински, но иногда плавно, беседуя с внуком, переходит на русский. Мефодий – православный христианин, он-то и приобщает внука к вере. Может быть, именно общение с Мефодием в итоге и привело Глеба к мысли, что русские и украинцы – один народ. Ведь православный Мефодий – воплощение этого единства. Имя персонажа невольно заставляет вспомнить общего для славян христианского просветителя. Православие – скрепа русских и украинцев. Поэтому-то по ней сейчас и бьют.

А вот не книжная история. Недавно мне довелось пообщаться с пожилым человеком, который, работая в молодости лётчиком гражданской авиации на Крайнем Севере, познакомился в Магадане с красивой девушкой, отличницей и комсомолкой. Влюбился, ухаживал, сделал предложение, девушка ответила согласием. И лишь после свадьбы лётчик узнал, что его избранница – дочь ссыльной с Западной Украины, с Тернопольщины, а та, в свою очередь, дочь бандеровца, погибшего в 40-е годы. Отец же лётчика тоже погиб на Западной Украине вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Он был железнодорожником, ремонтировал пути. На него и его товарищей по бригаде напали бандиты УПА (запрещена в РФ), и увели в неизвестном направлении. Железнодорожные рабочие, включая отца лётчика, пропали без вести.  

У четы родился сын. Отпуск молодая семья проводила на родине матери жены, на Тернопольщине, где лётчик впервые соприкоснулся с украинским национализмом. Годы застоя. Но родственники жены лётчика и тогда выказывали убеждение, что они и так живут несравненно богаче москалей, в каждой хате – цветной телевизор, из села в село ездят автобусы местного производства (львовские), но они зажили бы ещё лучше, если бы не Россия, которая делает всё, чтобы не дать украинцам развернуться по полной. Так, Москва зачем-то заставляет селян-западенцев сеять хлеб, что на Западной Украине не принято. 

В середине 70-х в семье лётчика, который к тому времени выучился ещё и на моряка, родилась дочь, а через несколько лет семья по инициативе жены распалась. Детей поделили: сын остался с отцом, а дочка – с матерью. Бывшая жена и дочь лётчика, ставшего моряком, уехали под Тернополь. Девочка училась в сельской школе на Тернопольщине, а затем поступила в киевский институт изобразительных искусств. Студенткой она ездила на пленэр в родные места её матери и бабки, собирала местные орнаменты. Отец не рвал отношения с бывшей женой и дочкой, помогал им материально. И тем не менее дочь стала ярой «украинской патриоткой». Наверное, и спать ложится в вышиванке. Правда, по-украински толком так и не заговорила. В переписке с отцом (я прочёл несколько сообщений, но этого было достаточно) она всячески поносит его и весь русский народ, который, по её мнению, будучи по природе народом диким и жестоким, вознамерился уничтожить всех украинцев и всё украинское. Ибо украинцы – живой укор им, варварам. Женщина, которой скоро будет 50, воспроизводит все самые пошлые штампы украинской пропаганды, в том числе радуется тому, что и Киево-Печорской лавры прогнали «бесов» – «агентов ГРУ и ФСБ» из канонической УПЦ. Никакой рефлексии!

В то время как сын моего недавнего собеседника безоговорочно поддерживает Россию, с матерью не общается, с сестрой тоже. И, по его словам, принял бы участие в СВО, если бы не возраст – в 55 лет непросто переносить тяготы и лишения армейской жизни.  

Итак, брат и сестра. Отец их русский, а мать – украинского происхождения. Брат – русский, и даже не сомневается в своей русскости, а сестра – свидомая, но русскоязычная. Значит, правы адепты философии эпохи Просвещения, а вслед за ними и незабвенный советский педагог Антон Семёнович Макаренко, что всё дело в воспитании: отец воспитал патриота России, а дочь впитала русофобию матери, дочери бандеровца, и её родственников? Пожилой бывший лётчик и моряк убеждён, что так есть. А я вот нет.

Будущего нет

Воспитание – конечно, очень важный процесс в формировании мировоззрения человека. Влияет на человека и среда. Всё так. Но, например, не смогли же советское воспитание и среда вытравить украинство из жены лётчика и моряка. Оно проснулось в ней на «земле предков» – на Тернопольщине. Как вирус. Или, если использовать образ сербского писателя Момо Капора, в ней пробудился её «потаённый зверь». 

Материалистические концепции помогают понять социальные, политические и прочие явления и процессы лишь отчасти. Иступлённое желание значительной части украинцев влиться в лоно Европы, на первый взгляд, обусловлено вполне бытовым желанием богаче жить (то, что это наивность – другой разговор). Огромное число украинцев работают в ЕС строителями или домработницами, и эти трудовые мигранты (заробитчане), как и их семьи, вполне логично полагали, что договор о евроинтеграции облегчит их существование.

Однако стоит евроинтеграция той цены, что платит сейчас за неё Украина? Она не стоит жизни даже той сотни парней, что погибли в Киеве в ходе государственного переворота в феврале 2014 года. «Мало крови, прольётся ещё, жертвенная, алая сейчас потечёт», – пел Дмитрий Ревякин сразу после победы «революции достоинства». Так и вышло: украинцы продолжают платить кровью, ибо главная причина украинского бунта против России не материальна. Это – каиново восстание против идеи братства.

С братьями нас связывает общая судьба. И в метафизическом измерении украинская евроинтеграция считывается как предательство общей судьбы Украины и России.

Что такое единство судьбы, в 30-е годы прошлого века просто и ясно раскрыл испанский политик Хосе Антонио Примо де Ривера.  «Нация, – писал он в статье «Испания вечна», – это не физическое целое, индивидуальность которому придают географические, этнические или лингвистические особенности, а историческое единство, отличающееся от всех остальных в мире собственным единством судьбы». Единство судьбы, по Хосе Антонио Примо де Ривера, достигается через общие усилия и жертвы в борьбе за свою миссию в мире. «Нация, – говорил он в одной из речей в парламенте, – это не одно лишь притяжение земли, на которой мы родились, не то непосредственное чувство, которое всем ощущаем вблизи от родного угла. Нация – это объединение, занимающее особое место в мире, уровень, на который поднимается народ, когда он следует своей всемирной судьбе».

Нацию, по Хосе Антонио Примо де Ривера, составляют разные народы и народности. С политологической точки зрения, он совершенно прав. И с этой же точки зрения определение «многонациональный российской народ» представляется весьма некорректным. Народ не может включать в себя несколько наций. Мы – многонародная российская нация. Русские и украинцы, может быть, и разные народы, но они были одной нацией, и украинский народ много сделал для величия нации, рождённой Российской империей.

Феномен украинства не оригинален. Есть и другие народы, которые восстают против единства судьбы нации. Например, каталонцы или баски в Испании.

Ещё за год до СВО, если не больше, я переписывался с одним бывшим украинским анархистом. Он, правда, не желает признать своего откровенного перевоплощения в банального украинского националиста. Неважно, на что заканчивается фамилия – на «ко», «ук», «юк», «ака» или «ов» и «ин», написал он мне, важно, как человек относится к идее империи: если он её разделяет, значит, он не украинец, даже если его фамилия и заканчивается на украинский манер. В принципе я склонен согласиться с этим бывшим анархистом. Совершенно неважна фамилия украинствующего – русская она или украинская. Украинствующий украинец (украинский националист – для простоты) – такой же предатель имперской нации, как и украинствующий русский. Хотя, конечно, украинствующий русский вызывает больше презрения… Таких ещё называют вырусью.    

Как это не раз бывало в истории, украинство оборачивается открытым предательством брата, нацеленным на его убийство. Так и сейчас происходит: Соединённые Штаты и британцы пытаются уничтожить Россию украинцами –народом, с которым нас связывает общее прошлое. А прошлое – это очень важно.

Уходя в мир иной, дедушка Мефодий, я опять вспоминаю роман Евгения Водолазкина «Брисбен», в разговоре с внуком рассуждает о будущем, настоящем и прошлом. «Жизнь – это не момент настоящего, – говорит он на русском, – а все прожитые тобой моменты». А вот будущего нет ни в одном из моментов, «потому что оно приходит только в виде настоящего и очень отличается от наших представлений о нём». «Будущее – это свалка фантазий. Или – ещё хуже – утопий: для их воплощения жертвуют настоящим», – наставляет Мефодий. Украина отреклась от общего с Россией прошлого, единственной реальности, что она имеет, ради утопического европейского будущего, поэтому столь плачевно её настоящее.  

Дмитрий Жвания

Вам будет интересно