Правительство России позволило расширить территорию порта в Приморске засыпкой почти 30 гектаров акватории пролива Бьёркезунд для строительства новых инфраструктурных объектов.
Соответствующее распоряжение правительства РФ № 2924-р датировано 18 октября текущего года, информацию о нём пресс-служба кабинета министров опубликовала пару дней назад, а о том, что вопрос практически решён, на сайте Приморского универсально-перегрузочного комплекса (УПК) сообщили ещё в начале месяца, когда были установлены границы перспективного развития порта.
Создание искусственного участка суши будет производиться пионерным способом (то есть отсыпкой в воду) с использованием чистого карьерного песка «с целью сокращения сроков консолидации грунта и существенного сокращения распространения пятен мутности на акватории пролива Бьёркезунд Финского залива». Работы по увеличению площади порта на 29,28 гектара предполагается завершить в конце 2024 года.
На этой искусственно созданной территории «планируется разместить инфраструктурные объекты, в том числе склады временного хранения различных грузов и стационарное навигационное оборудование».
Кстати
Грандиозная стройка в Приморске ведётся в рамках федерального проекта «Развитие морских портов», который входит в национальный проект «Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года».
Как ранее информировала «Родина на Неве», строящийся в Приморске (Выборгский район Ленинградской области) универсально-перегрузочный комплекс сможет переваливать в перспективе до 70 миллионов тонн груза в год, пока речь идёт о мощности в 35,6 миллиона тонн (20 миллионов тонн угля, 3 миллиона контейнеров, 5 миллионов тонн минеральных удобрений, 5 миллионов тонн сельскохозяйственной техники и 1,2 миллиона тонн генеральных грузов). Предполагается возможность приёма судов дедвейтом до 200 тысяч тонн и осадкой до 16 метров. В рамках проекта, в частности, предполагается построить складской логистический центр площадью около 50 гектаров.
Ввод его в эксплуатацию планировался на 2022 год. Инвестиции в проект ООО «Приморский УПК» Ильи Трабера и Рамиса Дебердеева оценивались в 170 миллиардов рублей, теперь уже озвучена сумма в 200 миллиардов. Очевидно, как и всегда при осуществлении грандиозных проектов в России, сдвигаются вдаль сроки их воплощения в жизнь и увеличиваются (иногда в разы) затраты.
«Приморский УПК» позиционирует себя как первый в бассейне Балтийского моря проект глубоководного универсального портового комплекса. На площади в 710 гектаров (включая намывные) планируется построить десять причалов.
На сегодня общая площадь порта в Приморске составляет 252 гектара, акватории — 32 квадратных километра. В него ведут два подходных фарватера, один из которых с двусторонним движением, второй — с односторонним. В гавани расположены два терминала для перевалки сырой нефти и дизельного топлива, а также перегрузочный комплекс, предназначенный для перевалки генеральных грузов. Действуют 13 причалов.
Порт открыт для навигации круглый год (ледоколы работают в его акватории с декабря по апрель), здесь принимаются под погрузку танкеры с двойным корпусом. Для обеспечения непрерывного процесса перевалки нефти на экспорт в порту имеются две базы, одна из которых специализируется на сыром «чёрном золоте», а вторая — на светлых нефтепродуктах.
Кстати
Значительное расширение порта в Приморске началось ещё в 2000 году. Первые два нефтеналивных причала работают с 2001-го. Задача — заменить порты стран Балтии, утраченные из-за распада СССР.
Осуществление нынешнего грандиозного проекта в Приморске идёт под аккомпанемент протестов местных жителей и экологов.
Во-первых, вырублено 265 гектаров деревьев по договору с Комитетом по природным ресурсам Ленобласти на аренду участков Рощинского лесничества, но сделано это «под маской» обычного лесозаготовителя, а не строителя порта. Позднее был заключён договор о строительстве на территории, где прошли вырубки леса, дорог, линий электропередачи и др.
Во-вторых, местным жителям, естественно, не нравятся запахи, сопутствующие перевалке в порту нефтепродуктов и минеральных удобрений, а также угольная пыль.
В-третьих, экологи отмечают, что строительство этого огромного порта на северо-западе Карельского перешейка может оказать разрушительное воздействие на окружающую среду примерно четверти его территории и акватории ряда водных объектов. Речь не только о проливе Бьёркезунд, но и о речках и ручьях, где располагались рыбные нерестилища.
«Создавая наш передовой порт с использованием современного и высокотехнологичного оборудования, мы не просто наблюдаем процесс перехода от традиционного проектирования и строительства промышленного объекта к “зелёному” строительству, которое характеризуется экологической безопасностью, благоприятными здоровыми условиями жизнедеятельности человека и учитывает интересы будущих поколений, но и являемся участниками этого процесса», — заявляет в ответ генеральный директор ООО «Приморский УПК» Андрей Сизов.
Компания утверждает, что будет применять разработанную и запатентованную ею технологию закрытой перевалки угля и других сыпучих грузов, исключающую негативное воздействие на окружающую среду, и будет использовать принципиального новые корабли, работающие на сжиженном природном газе, что только поспособствует улучшению экологии Балтийского моря.
Правда, специалисты говорят, что хранение каменного угля в закрытых ёмкостях и помещениях пожаро- и даже взрывоопасно. Поэтому всё ж таки во всем мире применяются для работы с ним комплексы только частично закрытого типа, то есть хранение и обработка таких грузов на открытом пространстве практически неизбежны.
Есть вопросы и по экономике этого «заточенного» прежде всего на экспорт угля проекта. Несмотря на нынешний энергетический кризис в Европе, вызвавший значительный рост цен на природный газ, спрос на российский уголь, по оценкам экспертов, будет в обозримом будущем только снижаться.
Экспорт из Приморска осуществляется в основном в европейские страны, которые активно переключают свою экономику на природный газ и «зелёные» технологии. Таков долгосрочный тренд. При этом ЕС намерен к 2035 году вообще отказаться от использования угля в энергетике.
Кстати
Грузооборот порта в Приморске за январь-сентябрь 2021-го составил 38,3 миллиона тонн, что соответствует аналогичному периоду прошлого года. Объём перевалки нефти составил 25,8 миллиона тонн, нефтепродуктов — 12,5 миллиона тонн. Грузооборот порта по итогам 2020 года составил 49,3 миллиона тонн, снизившись на 14 процентов к показателю 2019-го.
Интересно, что «звучит» грандиозный проект развития гавани в Приморске и в связи с известным предложением о переносе портовых терминалов из Санкт-Петербурга.
Напомним, что в марте этого года президент АО «Трансмашхолдинг» Андрей Бокарев (совладелец нефтепродуктового наливного терминала «Усть-Луга Ойл» мощностью 30 миллионов тонн в год и действующего там же АО «Ростерминалуголь») направил президенту России письмо с предложением перенести терминалы Большого порта Санкт-Петербург, а освободившиеся площади застроить жилыми кварталами.
Суть предложения сводится к следующему: портовые терминалы перевести из Петербурга в Усть-Лугу (два десятка крупных объектов), освободившиеся площади (около 600 гектаров) на берегах Невы и Финского залива застроить жилой и офисной недвижимостью общей площадью 4,8 миллиона м2, цена вопроса составляет примерно 440 миллиардов рублей. Проект, по оценке Бокарева, получается рентабельный (выручка резидентов территории составит 130 миллиардов рублей в год, после реализации проекта — 1,5 триллиона рублей).
Никаких конкретных решений по этому поводу пока не принято. Но губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко на Петербургском международном экономическом форуме этого года и позднее на Балтийском региональном инвестиционном форуме BRIEF’21 говорил, что лучше всего для переноса портовых мощностей из Северной столицы России подходит площадка в Приморске, а не в Усть-Луге, поскольку она «новая» и «развивающаяся».
«Мы очень внимательно ведём предварительные переговоры о том, куда переносить мощности, и как правильно их разместить. В любом случае, мы понимаем, что это будет либо Усть-Луга, либо Приморск. Никакая иная и новая территория здесь не может быть задействована. Все требует внимательных расчётов, потому что в той же Усть-Луге мы ограничены охраняемыми природными территориями — региональными и федеральными заказниками — Кургальским, Котельским ботаническим заказником, территорией, связанной с буферной зоной между Сойкинским полуостровом и сосновоборской атомной станцией, эти все вещи мы должны учитывать», — заявляет Дрозденко.
В общем, вопросы экологии главу региона волнуют как-то избирательно, хотя оценивать тот или иной экономический проект, тем более грандиозный, нужно в первую очередь с точки зрения его влияния на качество жизни местных жителей и тех переселенцев, которых неизбежно придётся привлекать для работы на этих новых крупных предприятиях.
Игорь Теплов