Доходный дом купца Рыбина на улице Ленина включён в охранный реестр памятников регионального значения. Здание, построенное в стилистике неоклассицизма, не имеет отношения к «вождю мирового пролетариата». Хотя…

Информационное сообщение комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры о включении объекта «Дом Ф.М. Рыбина» (ул. Ленина, 19а) в единый реестр в качестве объекта наследия регионального значения, а также соответствующее распоряжение главы этого ведомства и акт государственной экспертизы опубликованы на сайте Смольного.
В конце XIX века участок, на котором построен сохранившийся поныне, дом принадлежал некоему царскосельскому мещанину Егору Павловичу Михайлову. Известно, что в 1893 году здесь был деревянное двухэтажное здание с деревянными одноэтажными флигелями во дворе. В 1897-м владельцем было получено разрешение на постройку каменного трёхэтажного дома с мансардой.
В 1909-м новый владелец участка и прежних строений купец второй гильдии Фёдор Матвеевич Рыбин решил возвести здесь свой доходный дом. По данным на 1905-й, известно, что этому предпринимателю православного вероисповедания на тот момент исполнилось 44 года, он уже потомственный почётный гражданин, получил домашнее образование, в купеческом сословии состоит с 1900-го. Живёт создатель артели каменщиков и печников на Подольской улице, 16 с женой Елизаветой Алексеевной и 11 детьми (пятеро сыновей, старшему из которых 19, и шестеро дочерей).

Кстати
Его отцу Матвею Фёдоровичу Рыбину, председателю бесплатной столовой для бедных четвёртого участка Московской части, уже принадлежали доходные дома в Петербурге. Фёдор Матвеевич также занимался благотворительностью. В частности, он был казначеем Общества пособия рабочим, пострадавшим при постройках и попечителем богадельни для престарелых женщин единоверческой Никольской церкви.
Проект доходного дома на Широкой улице (которая впоследствии получила имя Владимира Ульянова-Ленина) был утверждён в июне 1909 года. Для стройплощадки не хватало места, поэтому Рыбин подал прошение в столичную городскую управу о позволении отгородить забором не треть улицы, как обычно, а половину. Одобрения купец не получил из-за «нежелательности затеснения улицы более чем на разрешённую обычным порядком» величину. Тем не менее, внушительных размеров доходный дом был построен в течение года, и к концу лета 1910-го в общем и целом «введён в эксплуатацию».
Сооружён объект многоквартирной купеческой недвижимости по проекту Павла Светлицкого, с которым подрядчик Фёдор Рыбин познакомился на строительстве Дома городских учреждений (знаменитое здание с башней на углу Вознесенского проспекта и Садовой улицы).
Павел Петрович Светлицкий (1878-1967) родился в Киеве в мещанской семье (отец — музыкант оркестра оперного театра). В 1900-м поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Стажировался в мастерской Александра Никаноровича Померанцева (1849-1918) — в разные годы ректора этого учебного заведения и президента АХ (по его проектам построены Верхние торговые ряды на Красной площади в Москве — Государственный универсальный магазин (ГУМ), павильон, ставший основой здания Народного дома императора Николая II в Петербурге и другие здания во многих городах России).
Ещё в период учёбы Светлицкий, как и другие студенты архитектурного отделения, работал «подмастерьем» многих успешных и активно практиковавших петербургских зодчих начала ХХ века, что способствовало налаживанию связей, полезных для дальнейшей карьеры.

Павла Светлицкого,
которое удалось обнаружить
на просторах Интернета
В некоторых статьях, посвящённых биографии Светлицкого говорится о его тяжёлом материальном положении и цитируется его прошение о казённой стипендии. При этом студент в 1905-м женился на шлиссельбургской мещанке Екатерине Васильевне Егоровой и вскоре после окончания учёбы в Академии художеств (1907) в семье родился первенец Борис (в 1913-м — Сергей, оба сына впоследствии тоже стали архитекторами).
Кроме того, то же училище при Академии художеств в 1900-м окончил старший брат Павла Григорий Петрович Светлицкий (1872-1948), который затем работал в мозаичных мастерских и занимался реставрацией Исаакиевского собора (впоследствии вернулся в Киев, первым получил звание народного художника Украинской ССР, в 1958 году здесь был создан его дом-музей).
До революционных событий 1917 года Павел Светлицкий построил в Петербурге ещё несколько доходных домов (в том числе и ещё один для Рыбина — на нынешнем Чкаловском проспекте, 5), в годы Первой мировой войны — барачную больницу в Сосновке.
В 1920-1955 годах Светлицкий (с перерывами, в 1942-м он был эвакуирован из блокадного Ленинграда и служил начальником деревоотделочного цеха Западно-Сибирского речного пароходства в Алтайском крае) работал архитектором в Северо-Западном речном пароходстве. Среди его построек — ряд пристаней на Неве, Волхове Волге, хозяйственные и промышленные здания. После Великой Отечественной войны занимался в составе авторского коллектива под руководством Алексея Викторовича Щусева (1873-1949) возрождением Пулковской обсерватории (разработал проекты десяти павильонов для астрономических приборов).
Фасад дома Рыбина со стороны Широкой (по-прежнему улица Ленина) «решён в стиле неоклассицизма с центрально-симметричной трёхчастной композицией, в уровне 3-5-го этажей акцентирован двумя симметричными полукруглыми эркерами». К античности отсылает лепнина — греческий меандр, розетки, гирлянды, амфоры. Фиксационные чертежи, составленные в 1915-м, показывают, что изначально фасад был украшен обильнее.

Дом был оборудован всевозможными техническими новшествами. «Помимо подъёмных машин различного назначения здесь действовали котельная, чтобы централизованно согревать помещения батареями парового отопления (печи и камины при этом всё же сохранялись), и усовершенствованным самодействующим устранителем нечистот системы Альфреда Шамбо», который «не выпускал запах». Оборудование жизнеобеспечения дома было смонтировано в подвалах, где располагались и дровники для хранения топлива печей и каминов.
«До настоящего времени здание сохранило историческое архитектурно-художественное решение фасадов и декоративно-художественную отделку интерьеров парадных лестниц», — констатируют эксперты.

Признанное объектом культурного наследия строение по-прежнему является многоквартирным домом с нежилыми помещениями на первом этаже. Среди более-менее известных жильцов дома на улице Ленина упомянем двоих.
Во-первых, здесь снимал квартиру Николай Сергеевич Русанов (1859-1939) — публицист, критик, мемуарист, народоволец, а впоследствии член партии социалистов-революционеров (эсеров). В начале своей деятельности был одним из первых марксистов в России, но позднее, признавая экономическую сторону этого учения, не считал борьбу классов главным содержанием истории на фоне особенностей национальной психологии. После Октябрьского переворота 1917 года активно выступал против большевиков и левых эсеров, в 1918-м эмигрировал из советской России.
Во-вторых, в квартире №17 жил член Думы Петроградского района и Петроградского Совета Лев Михайлович Карахан (Леон Караханян, 1889-1937) — революционер (член РСДРП, долгое время меньшевик, с 1917-го — большевик) и дипломат. Именно из дома на Широкой улице он отправился в Брест в качестве секретаря советской делегации на переговоры с немцами. Именно он и подписал в результате в марте 1918 года «похабный» (по определению Ульянова-Ленина) сепаратный договор. Впоследствии Карахан был полпредом и послом СССР в Польше, Китае, Турции, заместителем наркома иностранных дел. В 1937-м обвинён в участии в профашистском заговоре, приговорён к смертной казни и расстрелян. Посмертно реабилитирован в 1956 году.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайтов КГИОП, www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета