Тяжёлая классика на улице имени вождя

Ribin6

Доходный дом купца Рыбина на улице Ленина включён в охранный реестр памятников регионального значения. Здание, построенное в стилистике неоклассицизма, не имеет отношения к «вождю мирового пролетариата». Хотя…

Специалисты считают этот дом несколько тяжеловесным

Информационное сообщение комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры о включении объекта «Дом Ф.М. Рыбина» (ул. Ленина, 19а) в единый реестр в качестве объекта наследия регионального значения, а также соответствующее распоряжение главы этого ведомства и акт государственной экспертизы опубликованы на сайте Смольного.

В конце XIX века участок, на котором построен сохранившийся поныне, дом принадлежал некоему царскосельскому мещанину Егору Павловичу Михайлову. Известно, что в 1893 году здесь был деревянное двухэтажное здание с деревянными одноэтажными флигелями во дворе. В 1897-м владельцем было получено разрешение на постройку каменного трёхэтажного дома с мансардой.

В 1909-м новый владелец участка и прежних строений купец второй гильдии Фёдор Матвеевич Рыбин решил возвести здесь свой доходный дом. По данным на 1905-й, известно, что этому предпринимателю православного вероисповедания на тот момент исполнилось 44 года, он уже потомственный почётный гражданин, получил домашнее образование, в купеческом сословии состоит с 1900-го. Живёт создатель артели каменщиков и печников на Подольской улице, 16 с женой Елизаветой Алексеевной и 11 детьми (пятеро сыновей, старшему из которых 19, и шестеро дочерей).

Неоклассические барельефы на фасаде

Кстати

Его отцу Матвею Фёдоровичу Рыбину, председателю бесплатной столовой для бедных четвёртого участка Московской части, уже принадлежали доходные дома в Петербурге. Фёдор Матвеевич также занимался благотворительностью. В частности, он был казначеем Общества пособия рабочим, пострадавшим при постройках и попечителем богадельни для престарелых женщин единоверческой Никольской церкви.

Проект доходного дома на Широкой улице (которая впоследствии получила имя Владимира Ульянова-Ленина) был утверждён в июне 1909 года. Для стройплощадки не хватало места, поэтому Рыбин подал прошение в столичную городскую управу о позволении отгородить забором не треть улицы, как обычно, а половину. Одобрения купец не получил из-за «нежелательности затеснения улицы более чем на разрешённую обычным порядком» величину. Тем не менее, внушительных размеров доходный дом был построен в течение года, и к концу лета 1910-го в общем и целом «введён в эксплуатацию».

Сооружён объект многоквартирной купеческой недвижимости по проекту Павла Светлицкого, с которым подрядчик Фёдор Рыбин познакомился на строительстве Дома городских учреждений (знаменитое здание с башней на углу Вознесенского проспекта и Садовой улицы).

Павел Петрович Светлицкий (1878-1967) родился в Киеве в мещанской семье (отец — музыкант оркестра оперного театра). В 1900-м поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Стажировался в мастерской Александра Никаноровича Померанцева (1849-1918) — в разные годы ректора этого учебного заведения и президента АХ (по его проектам построены Верхние торговые ряды на Красной площади в Москве — Государственный универсальный магазин (ГУМ), павильон, ставший основой здания Народного дома императора Николая II в Петербурге и другие здания во многих городах России).

Ещё в период учёбы Светлицкий, как и другие студенты архитектурного отделения, работал «подмастерьем» многих успешных и активно практиковавших петербургских зодчих начала ХХ века, что способствовало налаживанию связей, полезных для дальнейшей карьеры.

Единственное фото
Павла Светлицкого,
которое удалось обнаружить
на просторах Интернета

В некоторых статьях, посвящённых биографии Светлицкого говорится о его тяжёлом материальном положении и цитируется его прошение о казённой стипендии. При этом студент в 1905-м женился на шлиссельбургской мещанке Екатерине Васильевне Егоровой и вскоре после окончания учёбы в Академии художеств (1907) в семье родился первенец Борис (в 1913-м — Сергей, оба сына впоследствии тоже стали архитекторами).

Кроме того, то же училище при Академии художеств в 1900-м окончил старший брат Павла Григорий Петрович Светлицкий (1872-1948), который затем работал в мозаичных мастерских и занимался реставрацией Исаакиевского собора (впоследствии вернулся в Киев, первым получил звание народного художника Украинской ССР, в 1958 году здесь был создан его дом-музей).

До революционных событий 1917 года Павел Светлицкий построил в Петербурге ещё несколько доходных домов (в том числе и ещё один для Рыбина — на нынешнем Чкаловском проспекте, 5), в годы Первой мировой войны — барачную больницу в Сосновке.

В 1920-1955 годах Светлицкий (с перерывами, в 1942-м он был эвакуирован из блокадного Ленинграда и служил начальником деревоотделочного цеха Западно-Сибирского речного пароходства в Алтайском крае) работал архитектором в Северо-Западном речном пароходстве. Среди его построек — ряд пристаней на Неве, Волхове Волге, хозяйственные и промышленные здания. После Великой Отечественной войны занимался в составе авторского коллектива под руководством Алексея Викторовича Щусева (1873-1949) возрождением Пулковской обсерватории (разработал проекты десяти павильонов для астрономических приборов).

Фасад дома Рыбина со стороны Широкой (по-прежнему улица Ленина) «решён в стиле неоклассицизма с центрально-симметричной трёхчастной композицией, в уровне 3-5-го этажей акцентирован двумя симметричными полукруглыми эркерами». К античности отсылает лепнина — греческий меандр, розетки, гирлянды, амфоры. Фиксационные чертежи, составленные в 1915-м, показывают, что изначально фасад был украшен обильнее.

Фасад дома выглядит перегруженным деталями

Дом был оборудован всевозможными техническими новшествами. «Помимо подъёмных машин различного назначения здесь действовали котельная, чтобы централизованно согревать помещения батареями парового отопления (печи и камины при этом всё же сохранялись), и усовершенствованным самодействующим устранителем нечистот системы Альфреда Шамбо», который «не выпускал запах». Оборудование жизнеобеспечения дома было смонтировано в подвалах, где располагались и дровники для хранения топлива печей и каминов.

«До настоящего времени здание сохранило историческое архитектурно-художественное решение фасадов и декоративно-художественную отделку интерьеров парадных лестниц», — констатируют эксперты.

Фрагмент сохранившегося витража на парадной лестнице

Признанное объектом культурного наследия строение по-прежнему является многоквартирным домом с нежилыми помещениями на первом этаже. Среди более-менее известных жильцов дома на улице Ленина упомянем двоих.

Во-первых, здесь снимал квартиру Николай Сергеевич Русанов (1859-1939) — публицист, критик, мемуарист, народоволец, а впоследствии член партии социалистов-революционеров (эсеров). В начале своей деятельности был одним из первых марксистов в России, но позднее, признавая экономическую сторону этого учения, не считал борьбу классов главным содержанием истории на фоне особенностей национальной психологии. После Октябрьского переворота 1917 года активно выступал против большевиков и левых эсеров, в 1918-м эмигрировал из советской России.

Во-вторых, в квартире №17 жил член Думы Петроградского района и Петроградского Совета Лев Михайлович Карахан (Леон Караханян, 1889-1937) — революционер (член РСДРП, долгое время меньшевик, с 1917-го — большевик) и дипломат. Именно из дома на Широкой улице он отправился в Брест в качестве секретаря советской делегации на переговоры с немцами. Именно он и подписал в результате в марте 1918 года «похабный» (по определению Ульянова-Ленина) сепаратный договор. Впоследствии Карахан был полпредом и послом СССР в Польше, Китае, Турции, заместителем наркома иностранных дел. В 1937-м обвинён в участии в профашистском заговоре, приговорён к смертной казни и расстрелян. Посмертно реабилитирован в 1956 году.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайтов КГИОП, www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно