«Турандот» – лебединая песня Пуччини

Turandot_c

Афиша Петербурга – выбор редакции

Как отмечают музыковеды, «Турандот» не только лебединая песня Пуччини, не только веризма, но и в целом всей классической оперы

5 апреля 1926 года в миланском театре Ла Скала шла премьера оперы Джакомо Пуччини «Турандот». Дирижировал друг композитора Артуро Тосканини. Когда отзвучали последние аккорды, написанные Пуччини, дирижёр опустил палочку и, обернувшись к публике, произнёс: «Здесь смерть вырвала перо из рук маэстро». Занавес медленно опустился. Исполнители и публика в глубоком молчании покинули театр. По другой версии, изложенной историком театра Евгением Цодоковым, зал встал, раздались крики: “Viva Puccini!”. Полностью опера, дописанная композитором Франко Альфано прозвучала на следующий день.

«Турандот» – последнее произведение великого итальянского композитора-вериста. И он её не дописал.

Сюжет «Турандот» изложен в повести азербайджанского писателя XII века Низами, которая включалась в различные европейские сборники персидских сказок XVIII века. Оттуда и почерпнул его итальянский драматург Карло Гоцци для своей «сказки для театра» (1761). И с этой сказкой Пуччини познакомился в театре Макса Рейнгардта в 1919-м, и под впечатлением от увиденного задался целью написать по ней оперу.

«Страдая от рака, а в самом конце жизни ещё и от инфаркта, Пуччини не успел закончить партитуру своей последней оперы. Всё то время, что создавалось либретто (писавшееся медленно из-за того, что один из либреттистов был, к несчастью, преуспевающим драматургом, всё время отвлекавшимся на свои собственные проекты), а также пока писалась партитура, Пуччини, сознавая, что пишет своё последнее произведение, горько сокрушался, что ему не хватит отпущенного времени, чтобы закончить оперу. Однако в самой музыке нет никаких следов угасания. Она смелее по гармонии и оркестровке, чем всё, что композитор писал до этого», – рассказывает Генри У. Саймон в книге «Сто великих опер и их сюжеты». Либретто оперы писали итальянские драматурги Джузеппе Адами и Ренато Симони.  

«Пуччини умер прежде завершения “Турандот” – оперы, над которой он усиленно работал и с которой связывал большие надежды, – уточняет другой историк оперы Густово Маркези в книге «Опера: от истоков до наших дней». – Она была закончена по немногочисленным пометкам автора Франко Альфано, сочинившим небольшой любовный дуэт и финал: эта музыка, занимающая немного места, отмечена достоинством, но ничего не прибавляет к структуре и замыслу оперы, а даже, напротив, что-то отнимает у них. Дело было в том, чтобы завершить любовную историю. Публика должна знать, как заканчивается идиллия, не важно, плохо или хорошо, важно, чтобы она завершилась, это физически необходимо».

На то, что финал, дописанный Альфано, пусть и соответствует замыслу Пуччини, вступает в противоречие «с тем, что происходило в опере на протяжении двух с половиной актов», обратил внимание критик Денис Великжанин

«Противоречие возникло из-за попытки соединить сказку и веристскую драму – вещи почти противоположные, каждая из которых имеет собственную логику устройства, – объясняет он. – Можно ли оправдать Турандот, которая из-за психологической травмы мстит всему роду мужскому? Как может Калаф любить Турандот, после того как она приказала пытать безвинную преданную и трепетную Лиу, о которой герои совершенно забывают?» Да и счастливый конец не характерен для веристской оперной традиции. Эти противоречия попытался снять композитор Лучано Берио, который написал свой финал «Турандот», но более распространенной все же остаётся версия Альфано.

Как бы то ни было, прав музыковед Михаил Друскин, утверждая, что «Турандот» – «драма сильных страстей, разворачивающаяся на колоритном фоне, где причудливо перемешаны восточная пышность и кровавая жестокость, реальность и символика». 

Да и веризм – это не только сюжет с большим процентом смертности и трагическим финалом, но и музыка, прежде всего – музыка. «Музыка веризма требует мощных голосов, которые способны передать высшую степень накала чувств и прорезать своим звучанием огромную, полную меди массу оркестра, – растолковывает Великжанин. – В этой опере их нужно два: лирико-драматический или драматический тенор и драматическое сопрано. Когда два таких голоса сходятся в поединке (это происходит в сцене загадок), мы слышим веристскую оперу в своём апогее».

В Мариинском театре «Турандот» идёт в постановке французского режиссёра Шарля Рубо, отдавшего предпочтение концовке Берио. Во всяком случае, премьера постановки в июле 2002 года прошла с этим финалом.

«У французского режиссёра Шарля Рубо образование художника-графика и большой опыт работы в сфере рекламы, – рассказывает Великжанин. – Реклама как жанр требует максимально сжатого высказывания, яркого и не перегруженного сложностями. Следы этого подхода видны в постановке: спектакль выстроен логично, имеет простую, но красивую образную систему. Герои в восточных костюмах действуют на фоне определённых цветовых схем, крепко связанных с настроением музыки. Зловещему началу соответствует чёрная гамма, император Альтоум появляется в богатстве золота, а праздничный, яркий финал окрашен в алый цвет».

Как отмечают музыковеды, «Турандот» не только лебединая песня Пуччини, не только веризма, но и в целом всей классической оперы. И это тоже одна из причин познакомиться с этим произведением.

Спектакль пройдёт 11 мая на старой сцене Мариинского театра. Начало в 19 часов.

Подготовил Дмитрий Жвания

Вам будет интересно