В Гатчинском дворце после реставрации открыты для посетителей храм Святой Живоначальной Троицы, примыкающие к нему Малый переход, Предцерковная и Овальная комнаты. В крипте представлены тронные кресла трёх последних российских императоров и императриц.
Храм Святой Живоначальной Троицы Гатчинского дворца расположен в башне Кухонного каре. Эта церковь была создана ещё при первом владельце замка графе Григории Орлове, но впоследствии многократно перестраивалась и переделывалась. Только при Павле I, которому дворец достался после фаворита матери, менял интерьер церкви дважды. Проектированием занимались Винченцо Бренна и Андриян Захаров. Тогда же сюда были доставлены святыни Мальтийского ордена, великим магистром которого стал российский самодержец. Это были частица древа Креста Господня, Филермская икона Божией Матери и десница Иоанна Крестителя.
В 1840-х при Николае I была осуществлена «перестройка и возобновление всего гатчинского дворца» по проекту Романа Кузьмина. В центральном корпусе, кроме реставрации парадных залов, переделали парадную лестницу, а к башням добавили по одному ярусу. Но основные работы велись в Кухонном и Арсенальном каре, где были устроены подвальные и антресольные этажи. Тогда же в духе архитектуры Ренессанса переделке подверглась и дворцовая церковь.
«После перестройки здесь появился большой зал, освещённый шестью высокими окнами. Арочные проёмы, декорированные лепниной, колонны искусственного мрамора и ажурная кованая решётка наполнили объем молельного зала светом и воздухом. Кузьмину удалось создать уникальный, не имеющий аналогов в культовом зодчестве, нарядный и светлый храм», — говорится в информационном сообщении Гатчинского музея-заповедника.
Интерьер храма, расположенного в Кухонном каре, перекликается своим кессонным куполом с римским Пантеоном. Изначально прозрачный просвет в потолке позднее закрыли витражом «Всевидящее око в окружении херувимов», но первоначально сквозь это окно якобы можно было увидеть золочёный крест на венчающей храм башне.
Роман Иванович Кузьмин (1810/1811–1867), выдающийся русский архитектор, выпускник (пенсионер Черноморского флота) Императорской Академии художеств, ученик Константина Тона, был удостоен большой золотой медали и отправлен на стажировку за границу. Впоследствии академик и профессор Российской императорской и член-корреспондент Парижской Академии художеств.
Старший архитектор ведомства Придворной Его Величества конторы, один из составителей Урочного положения для строительных работ, член общего присутствия департамента проектов и смет, действительный статский советник, член Учёного комитета Министерства путей сообщения, кавалер нескольких российских орденов.
Помимо расширения и перестройки Гатчинского дворца, спроектировал для этого города собор Святого Павла, в Петербурге построил греческую церковь Святого Дмитрия Солунского (снесена, теперь на её месте Большой концертный зал «Октябрьский»), несколько домов, занимался переделкой с расширением «футляра» деревянного Домика Петра I и др. Из храмовых построек архитектора широко известен собор Святого Александра Невского на Рю Дарю в Париже.
После революционного 1917-го церковь Гатчинского дворца, естественно, перестала быть действующей. Из почти 700 икон, которые здесь находились прежде, в годы советской власти исчезли почти все (распроданы, списаны и уничтожены). Сегодня в храме представлены лишь четыре образа, находившиеся здесь изначально, — «Спаситель», «Апостол Петр», «Иоанн Предтеча» и «Апостол Павел» кисти академика Петра Шамшина. Они расположены в алтарной части храма.
Во время Великой Отечественной войны пожар в Гатчинском дворце не затронул помещение церкви, то есть к моменту начала реставрации (2016-й) здесь более-менее сохранилась подлинная декоративная отделка середины ХIХ века.
Впоследствии, когда Гатчинский дворец занимали Высшее военно-морское инженерное училище, а затем институт «Электронстандарт», помещение церкви занимали библиотеки этих учреждений. Богослужения возобновились здесь в 2003 году.
В ходе реставрационных работ, которые продлились почти семь лет, удалось обнаружить под штукатурным слоем в кессонах купола изображения херувимов. Выяснилось, что эти живописные работы были укрыты листами плотной бумаги и уже поверх них положен выравнивающий потолок раствор. Таким образом сохранилось 94 из 120 «портретов», выполненных на картоне в середине XIX века. Теперь они заняли своё историческое место.
При вскрытии полов были обнаружены плашки старинного паркета, которые помогли (помимо изобразительных материалов) восстановить его в виде, максимально приближенном к изначальному. Аналогично получилось и с витражами — под дубовой потолочной рамой XIX века нашлись куски стекла, которые помогли в воссоздании по старинной технологии этих наборных изображений в нужной цветовой гамме.
В крипте (помещение, расположенное под Дворцовой церковью), которое просто отремонтировано, поскольку для реставрации практически нет изобразительных материалов, демонстрируются коронационные кресла Александра II, Александра III, Николая II и их супруг. Эти раритеты были переданы в Гатчинский дворец в 1977 году. Тогда администрация музеев Московского кремля передавала предметы мебели, не используемые в своей экспозиции, другим собраниям, так как требовалось освободить часть помещений, занятых фондохранилищами, для нужд комендатуры и службы охраны резиденции советского правительства.
Тронное кресло Марии Фёдоровны — жены Александра III — недавно экспонировалось на выставке «О главном в моей жизни… Датская принцесса на русском троне» в Гатчинском дворце, которая была приуроченная к 175-летию со дня рождения императрицы.
Это кресло было изготовлено ещё к коронации Александра II в 1856 году во входившем тогда в моду «русском стиле». Первоначально оно предназначалось для супруги нового государя Марии Александровны и располагалось на тронном месте в Андреевском зале Большого Кремлёвского дворца. В 1883 году обивку из гербовой парчи заменили на бархат с золотным шитьём. На коронации Александра III тронное кресло императрицы и изготовленное по его образцу кресло для императора использовались во время церемониальных приёмов, проводившихся в Грановитой палате. В 1896-м на коронации Николая II это кресло снова «досталось» Марии Фёдоровне, уже пребывавшей в статусе вдовствующей императрицы.
В отреставрированной Предцерковной комнате, которая представляет собой небольшое светлое помещение, соединённое лестницей с дворцовым храмом, как и прежде, экспонируются произведения западноевропейской и русской живописи на евангельские сюжеты.
Особый интерес представляет открытая после реставрации Овальная комната, расположенная за Чесменской галереей «на стыке» центрального корпуса Гатчинского замка и Кухонного каре «по пути» в дворцовую церковь.
Это помещение было оформлено ещё при Павле I в середине 1790-х по проекту архитектора Винченцо Бренна. Небольшая комната стилизована под парковую беседку.
«Расписные трельяжные решётки на сводах оплетены плющом, их окружают гирлянды цветов, стены уютно скруглены. С одной стороны Овальной за окнами видны настоящие парковые пейзажи, а с другой в простенках им вторят живописные полотна Семёна Фёдоровича Щедрина.
Большое количество золочёной мебели контрастирует с парковой зеленью и создаёт ощущение роскоши. Оконные драпировки и обивка кресел выполнены из плотной декоративной ткани в технике «брокатель», воссозданной в 2022 году во Франции.
Небольшой по размеру интерьер станет одним из самых эффектных среди других парадных залов», — сообщается на сайте Гатчинского музея-заповедника.
Интересно, что кресла для Овальной комнаты удалось воссоздать благодаря сохранившемуся подлинному, которое (единственное из гарнитура) было эвакуировано отсюда в начале Великой Отечественной войны. Его удалось обнаружить с большим трудом в Твери, где оно почему-то оказалось в местном музее. Сейчас этот предмет мебели XVIII века (изрядно потрёпанный) временно представлен в Овальной комнате Гатчинского дворца, откуда почему-то должен вернуться в Тверь. Какая-то нескладуха в российском музейном «королевстве»…
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы официального сайта Гатчинского дворцово-паркового музея-заповедника