Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»

Marseille_6

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о звезде романтичного французского Средиземноморья – «Большом Марселе».

Марсель – второй по «весу» город Франции. Сам по себе, взятый в отдельно, он располагается на 241 квадратном километре / На фото — Старый порт Марселя

Во Франции крупные агломерации традиционно «кучкуются» вокруг самых многочисленных городов. В этом смысле логично, что в южной части республики самой заметной агломерацией считается марсельская. 

Марсель – второй по «весу» город Франции. Сам по себе, взятый в отдельно, он располагается на 241 квадратном километре. На этой территории проживают около 900 тысяч жителей. А марсельская агломерация раскинулась на три тысячи квадратных километров и вмещает в себя более 1,9 миллиона жителей. По данным «территориально-демографическим» показателям «Большой Марсель» — после столицы страны и Большого Лиона – представляет собой третью по значению агломерацию современной Францию.

С юридической или административной точек зрения, агломерации во Франции выступают в этакой «надстроечной» роли. Ведь уже давно определены, как говорится, права и обязанности коммунальных, муниципальных или департаментских органов, регионы французской республики существуют десятки лет. В этой институциональной системе агломерациям отводится роль «смешанных» субстанций, лишь несколько усложняющих традиционное деление.

Марсельская агломерация раскинулась на три тысячи квадратных километров и вмещает в себя более 1,9 миллиона жителей

К примеру, если взять саму «южную столицу» Франции, Марсель, то выходит, что он делится на 16 округов (районов) и свыше ста кварталов. Но при этом же округа делятся на 8 секторов (такая специфически марсельская административная единица), у каждого из которых – свой муниципальный совет и избираемый мэр. Всего в Марселе, таким образом, более триста муниципальных советников, включая «секторальных».

А ведь агломерация не ограничивается «малым Марселем», в неё фактически входят десятки разных по размеру муниципальных образований южной части департамента Буш-дю-Рон, административным центром которого также является Марсель. Например, исторический и университетский город Экс-ан-Прованс также участвует в марсельской агломерации. Разумеется, у всех этих коммун – свои собственные органы управления и даже местные бюджеты.

Не просто обстоит дело и с политической конфигурацией в данной зоне. Сейчас там идёт жёсткая борьба между левыми силами (с в этом году впервые за многие десятилетия марсельская мэрия досталась союзу объединённых левых сил во главе с новоизбранным мэром экологисткой Мишель Рубиролой), традиционными консерваторами («Республиканцы») и крайне правым Национальным объединением. Соотношение сил между ними исключительно подвижное, что вряд ли говорит о некоей политической стабильности в главной агломерации Южной Франции.

Марсельский порт по-прежнему – главная портовая гавань республики и всего средиземноморского региона, третий по значимости порт в Европе

Впрочем, марсельская агломерация справедливо относится к числу наиболее динамично развивающихся в стране. «Большой Марсель» — крупный торговый, портовый, промышленный, исследовательский и университетский центр. Только в XXI веке там были созданы более 7000 новых компаний и предприятий. Эксперты утверждают, что в данном случае речь идёт о втором по значимости исследовательском центре Франции, причём в данном отношении роль именно «агломерационного фактора» представляется крайне велика. В частности, Университет Экс-Марсель – признанный центр образования и науки в Южной Франции, но ведь его кампусы расположены в различных населённых пунктах департамента Буш-дю-Рон. А в рамках исследовательских центров этого престижного вуза трудятся не менее трёх тысяч учёных!

Валовый внутренний продукт только «малого Марселя» исчисляется суммой, превышающей 60 миллиардов евро. С учётом того, что ВВП по паритету покупательной способности в «Большом Марселе» на человека превышает более 30 тысяч евро в год, можно констатировать, что уровень жизни в «южной столице» Франции и её предместьях заметно выше, чем среднефранцузские статистические показатели.

Современный Большой Марсель удачно соединяет старое и новое. «Старое» — это прежде всего традиции портового города; и не только традиции, впрочем. Конечно, ныне зависимость городского хозяйства от порта не такая грандиозная, как ранее, однако фактом остаётся то, что марсельский порт по-прежнему – главная потовая гавань республики и всего средиземноморского региона, третий по значимости порт в Европе, в системе которого трудятся под 50 тысяч человек.

Значительная часть постоянно проживающих в марсельской агломерации людей имеют нефранцузские корни. Когда-то это более относилось к итальянцам и армянам, теперь ведущую роль играют арабы

Но, кроме того, марсельская агломерация – это ещё и современный «большой город», в хозяйстве которого преобладают малые и средние предприятия с менее чем 500 занятыми. Большой Марсель даёт пример эффективного функционирования новых технологических экономических субъектов, таких, как вертолётное производство «Аэробуса» или три крупных технопарка, специализирующихся соответственно на технологических инновациях, биотехнологиях и мультимедийной сфере.  

Большой Марсель очень привлекателен и как важный туристический центр. Ежегодно его посещают до 2,4 миллиона туристов, при этом миллион человек это делают с помощью средиземноморских круизов. Тут Марселю и его сопредельным районам есть, что предъявить: 24 музея (включая очень интересные исторические и познавательные, как музей цивилизации Европы и Средиземноморья, пять арт-галерей), 43 театра самой разной направленности, самобытная архитектура, средиземноморская кухня…

Некоторые культурологи называют современный Марсель «столицей французского мультикультурализма», что указывает на исторически многонациональный характер этого города. Действительно, значительная часть постоянно проживающих в этой агломерации людей имеют нефранцузские корни. Когда-то это более относилось к итальянцам и армянам, теперь ведущую роль играют арабы. Собственно, мэр М. Рубирола – внучка неаполитанца и каталонки, что подтверждает марсельскую специфику. Естественно, нравы, житейская культура, в какой-то мере даже диалект языка в Марселе – особые, свои.

Отметим под конец, что для нормального функционирования Большого Марселя немалую роль играет функционирование как единого центра Управления марсельским транспортом, находящегося в государственном секторе. Оно аккумулирует управление метрополитеном, быстрыми и традиционными автобусами (всего в городе более ста автобусных линий), скоростными трамваями и общественными велосипедами. Вместе с тем, местные электрички связывают Марсель с прилегающими к сердцу агломерации муниципалитетами.

Фото Дмитрия Жвания

Предыдущие статьи цикла:

Самая близкая к Петербургу агломерация

Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только

«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Вам будет интересно