Травмоопасные электросамокаты хотят притормозить

samokat3

Быстрые и простые в управлении электрические самокаты заполонили Петербург, да и в области они тоже пользуются спросом. Права на них не нужны, разобраться с такого рода техникой может и ребёнок, а главное — это относительно дешёвый и эффективный способ преодолеть приличное расстояние. Кикшеринговые компании процветают. Но параллельно с повсеместным распространением электросамокатов нарастает и волна недовольства в отношении лихачей, а таковых объективно немало.

В Петербурге электросамокаты можно встретить повсеместно

Для электросамокатов нет чётко прописанных правил и санкций за их нарушение, пользователи самостоятельно определяют скорость, с которой поедут, а также выбор трассы — будет это тротуар, велодорожка или проезжая часть. В последнем случае возможно движение как параллельно с потоком, так и «против шерсти». Происшествия с участием пешеходов случаются регулярно. Часто, если пользователь электротранспорта сам не пострадал, он быстро скрывается с места, оставляя остальных участников столкновения самостоятельно разбираться со своими проблемами.

Только за последние дни произошла несколько столкновений пешеходов с самокатчиками. Так, лихач на Ленинском проспекте сбил пожилую женщину, прогуливавшуюся с внуком. С травмами пострадавшая попала в больницу. В отношении управлявшего арендованным самокатом петербуржца возбудили уголовное дело по факту причинения тяжкого вреда здоровью по неосторожности. Конкретно этого человека нашли быстро.

До этого несколько пьяных молодых людей устроили беспредел на Невском проспекте, сбивая пешеходов. Пострадавшим от самокатчиков оказался известный врач и писатель Валерий Айрапетян, у него сломаны рёбра, а солист Мариинского театра Давид Залеев после падения с электросамоката впал в кому. Правда, виновником произошедшего был он сам — находился в состоянии алкогольного опьянения.

Очевидно, что многие резонансные происшествия с участие каршерингово электротранспорта связаны с низкой культурой личности «пилота»: они хамски ведут себя по отношению к другим людям, подрезают, пугают специально, создают аварийную ситуацию. Но есть и те, кто не рассчитал силы, не учёл скорость или просто не знает, как вести себя на дороге, где ты — не единственный участник движения. Это, например, дети и подростки. Ещё одна проблема — бросают такой «транспорт» иногда где попало, но это, наверное, всё-таки меньшее из зол.

Люди реагируют на самокаты по-разному. «Тротуары предназначены для пешеходов, а не для любых видов транспорта, в том числе и не для электросамокатов. Для них в городе необходимо создать соответствующую инфраструктуру, чтобы защитить пешеходов от травм», — предлагают петербуржцы в комментариях к новостям о происшествиях. «Поехал пьяный на самокате — в тюрьму. Вот тогда будет порядок», «Шеринг самокатов запретить. Это просто идиотизм в текущем состоянии», — сердятся недовольные. «Пусть ездят, где хотят, вообще пофигу. Какие-то все нежные стали», — парируют те, кто, по-видимому, не сталкивался с нарушением своих прав владельцами электросамокатов.

Нет пока никакой возможности ограничить использование электросамокатов пьяными, не регламентирована, по сути, скорость движения, отсутствуют чёткие правила парковки. В общем-то нет и обязательной экипировки. Мало кто видел самокатчика в шлеме. Строго говоря, какие-то инструкции и рекомендации есть, но нет особо ответственности, да и с определением нарушителя всё сложно. Общественные организации и депутаты реагируют на проблему и генерируют варианты её решения, но конкретные меры если и принимаются, то пока локально.

Разговоры о том, что надо жёстче контролировать самокатчиков, ведутся уже давно

Например, в Выборге решили ограничить скорость самокатов до 10 км/ч в зонах, наиболее привлекательных для туристов, и до 15 км/ч — на остальной территории Выборга. Количество мест стоянок данных средств передвижения будет сокращено. Кроме того, передвигаться на электросамокатах будет невозможно в парках и скверах — после внесения соответствующих изменений в программное обеспечение действовать на этих территориях устройство не сможет. Местные власти достигли соответствующих договорённостей с владельцами кикшеринга в Выборге.

«При скачивании приложения для аренды самоката пользователь заключает договор. В соответствии с документом, в частности, запрещено оставлять средство передвижения на проезжей части, пешеходных переходах, в труднодоступных местах, занимать большое пространство на тротуарах. В случае нарушения условий договора клиенту грозят штрафы и невозможность получить услугу в дальнейшем», — говорится в сообщении на официальном сайте Выборгского района со ссылкой на руководителя местной фирмы по прокату.

Своё мнение по поводу прокатных самокатов высказал депутат петербургского парламента Алексей Цивилёв. Он предложил официально закрепить в правилах дорожного движения понятие «самокат», ограничить их скорость и выделить специальные места для парковки, чтобы они были удобны и владельцам самокатов, и пешеходам.

«Правилами электросамокаты не регламентируются, в ПДД их описания нет и любые ограничения комитета по транспорту в скорости передвижения самокатов или местах их парковки – не имеют смысла. В правилах дорожного движения не определено понятие электросамоката, и поэтому невозможно ограничить скорость того, чего не существует. Компании по аренде электросамокатов сами ограничивать скорость не будут, потому что если одни сделают скорость 20 км/час, а другие оставят 60 км/час, то все выберут, конечно, вторую компанию и первая потеряет свой доход. Считаю, что нужно вводить единые правила движения для электросамокатов, но для начала нужно законодательно оформить их определение, чтобы в дальнейшем вводить какие-либо ограничения на их скорость и парковку».

Как бы то ни было, движение в сторону регулирования кикшеринга началось. Так, например, в Смольном предложили сделать доступной аренду электросамокатов только по паспорту, как автомобили. Копию паспорта предлагают прикреплять при регистрации аккаунта. Соответствующая инициатива на днях обсуждалась в рамках рабочей группы при комитете по транспорту.

«Данное предложение есть, мы его сделали. Кикшеринговые компании должны обдумать алгоритм. Это очень принципиально. Мы сможем в этот момент времени отсекать несовершеннолетних, тех, кто не может, не имеет право пользоваться такой вещью», — прокомментировал в эфире телеканала «Санкт-Петербург» зампред комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков.

Сейчас в Петербурге работает восемь кикшеринговых компаний, по городу разъезжает больше двенадцати тысяч электросамокатов. Речь идёт о прокатной технике, а статистика не включает в себя частные самокаты. Вероятнее всего, в ближайшей перспективе самокатчикам предпишут не развивать скорость свыше 15 км/ч. Сейчас самокаты одного из популярных сервисов с жёлтой техникой развивают скорость до 25 км/ч. Кстати, на сайте указано, что пользоваться их техникой можно только с 18 лет. Причина — «наши самокаты слишком мощные и большие для детей, ребёнок может не справиться с управлением». Вопрос контроля использования, правда, остаётся открытым.

Юлия Медведева

Вам будет интересно