«Тоска» в Риме Бенито Муссолини

Toska_3

Легендарная французская драматическая актриса второй половины XIX века Сара Бернар, может быть, даже сама того не желая, серьёзно повлияла на оперное искусство: несколько пьес, которые драматурги написали специально для неё, вдохновили композиторов на создание опер. Так произошло с пьесой Оскара Уайльда «Саломея», которая воодушевила Рихарда Штрауса на написание одноимённой оперы; так случилось с пьесой подзабытого французского драматурга Викторьена Сарду «Тоска», которая, сразу, как только была сыграна, нескольких композиторов навела на мысль о переложении её на язык оперного искусства. Но в итоге появилась знаменитая опера Джакомо Пуччини. Она включена в репертуар всех ведущих оперных театров мира, в том числе она есть в афише Мариинского театра.  

В Мариинском театре «Тоска» идёт в постановке шотландского режиссёра Пола Карана, который перенёс действие в 30-е годы

Викторьен Сарду был модным автором второй половины XIX века. Модным, а значит — поверхностным. И его произведения сурово критиковали те писатели, которых мы помним до сих пор, благодаря именно их текстам. Например, Бернард Шоу разносил его за пристрастие к стандартным сюжетным ходам и театральным приёмам, а также за безыдейность. Эмиль Золя писал, что Сарду использует один и тот же шаблон исключительно ради успеха у невзыскательной публики. Золя, отмечая, что Сарду пишет с воодушевлением и обладает замечательным сценическим чутьём, сомневался в долговечности его произведений. А Михаил Салтыков-Щедрин не оставил камня на камне от творчества Сарду в статье «Драматурги — паразиты Франции».

Великий Эмиль Золя оказался прав: вряд ли бы мы рассуждали о Сарду сегодня, если бы великий итальянец Джакомо Пуччини не поставил по его пьесе «Тоска» оперный спектакль. Говоря «Тоска», мы подразумеваем Пуччини, а вовсе не Сарду. Кстати, на основе пьес французского драматурга написано ещё несколько опер: «Родина!» (1886) Эмиля Паладиля, «Федора» (1898) и «Мадам Сан-Жен» (1915) Умберто Джордано. Но всё же самой известной оперой из «сардурианского списка» является «Тоска» Пуччини. Причём композитор в ходе переговоров с драматургом настоял на внесении изменений в сюжет. Так, Флория Тоска из дивы, мучимой переживаниями из-за её греховной связи, как она считает, с художником-вольнодумцем, превратилась в талантливую актрису и пламенную патриотку Италии.

Действие «Тоски» Пуччини разворачивается в июне 1800 года в Италии, в Риме, где идёт борьбе между республиканцами и сторонниками Неаполитанского королевства. Республиканцы сочувствуют Наполеону, который, взяв Рим за два года до этого, установил там республиканский строй с семью консулами во главе. Но затем французские войска оставили вечный город, и им завладела армия Неаполитанского королевства, которым правили представители династии Бурбонов. Тоска влюблена в республиканца художника Марио Каварадосси. И готова на всё, чтобы спасти его от казни. Но не будем раскрывать сюжет «Тоски», вдруг его кто-нибудь не знает из тех, кто собирается побывать на опере в ближайшее воскресенье.

Премьера «Тоски» состоялась в римском Театро Костанци 14 января 1900 года, на ней присутствовала итальянская королева Маргарита.

В Маринском театре «Тоска» идёт в постановке шотландского режиссёра Пола Карана, который перенёс действие в 30-е годы. Кто мог штурмовать Рим тогда, когда режим Муссолини достиг наивысшего расцвета? С другой стороны, абсолютно точно в те годы в Италии были политические заключённые, как и в оригинальной «Тоске».

Отметим, что «Тоска» начала перемещаться во времени довольно давно. Так, в Советской России в первые годы после революции «Тоска» Пуччини получила новое название — «В борьбе за Коммуну». Действие советской оперы происходило в Париже в 1871 году. Главной её героиней стала русская революционерка Жанна Дмитриева. Её возлюбленным был Арлен, коммунар. Его соперником — Галифе, начальник версальских войск.

В общем, все, кто захочет посмотреть на очередной творческий эксперимент (слушать мы всё равно будем оригинальный музыкальный материал и оригинальное либретто), сможет это сделать в ближайшее воскресенье — 13 февраля. Причём спектакль пройдёт в воскресенье дважды: первый раз он начнётся в 13 часов, а второй раз — в 19.30. Но оба раза на второй сцене Мариинского театра.    

Подготовил Дмитрий Жвания

Вам будет интересно