Торжественный символизм «Ленинградской симфонии»-2022

7_simfonia_2

Восьмидесятилетие исполнения на берегах Невы знаменитой «Ленинградской симфонии», события, ставшего навсегда памятником русскому мужеству и несгибаемости русского духа, было, конечно, важно само себе. Но особую, двойную значимость оно получило из-за очевидной связи с днём сегодняшним. На наших глазах героический Донецк, пока ещё относительно далёкий от ленинградской меры страданий, шаг за шагом к этой мере приближается. Когда наступит конец кромешному ужасу, для Ленинграда пришедшего в 1944-м, пока сказать не может никто. Остаётся молиться, работать и сражаться.

Перед началом юбилейного концерта было показано видеообращение президента России. Владимир Владимирович напомнил об истории «Симфонии»: «Дата премьеры была назначена на тот день, когда нацисты собирались праздновать покорение города, но их планы сломить ленинградцев изначально были обречены на провал. И как гимн мужеству и стойкости Ленинграда здесь зазвучала грандиозная музыка. Она воспевала подвиг людей, ту твердыню народного духа, которая была мощнейшим оружием Великой Отечественной войны. Прямая трансляция концерта потрясла мир. Позади было одиннадцать первых, самых трудных месяцев блокады. Но люди нашли в себе силы дать большой, настоящий концерт, исполнить новую симфонию. Её музыкальные темы пронзительно рассказывали о тяжелейших испытаниях, о боли, о великой скорби. Но было в них главное – поистине пророческое утверждение победы, и это укрепляло веру ленинградцев, всего советского народа, всех, кто боролся с нацизмом, в торжество гуманизма и справедливости».

К слову о связи между Великой Отечественной, блокадой и днём сегодняшним: полурациональным основанием надежды на то, что Путин не оставит в беде Донбасс, было знанием о том, что сам он родился в семье блокадников, потерявших в жуткую пору старшего сына. Конечно, в политике личные сантименты зачастую отступают перед личными же интересами, не говоря уж об интересах классовых. Мишель Бачелет, верховный комиссар ООН по правам человека – дочь чилийского генерала, входившего в окружение Сальвадора Альенде и после его свержения запытанного до смерти в пиночетовских, очень сильно упрощая, фашистских застенках. Сейчас же она и её ведомство фактически покрывают бесчисленные преступления украинского режима, одновременно выдвигая голословные обвинения против России. Правда, злодеяния Зеленского и компании столь велики, что и Бачелет изредка вынуждена их признавать.

Но, возвращаясь к Владимиру Владимировичу, сейчас уже дело не только в его личных биографических мотивах. Напрямую сошлись и перешли друг в друга биографии двух эпох и их современников. Это доказывали и великие стихи о той войне наших выдающихся поэтов (Анны Ахматовой, Ольги Берггольц, Бориса Рыжего, Роберта Рождественского, Марины Цветаевой), которые наши ведущие актёры (Константин Хабенский, Светлана Крючкова, Владимир Ильин, Андрей Кончаловский, Алексей Гуськов, Евгений Ткачук) читали между музыкой и на её фоне. Чего стоит прочитанное Хабенским ахматовское «Мужество», достойное не цитирования, а полного воспроизводства.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки.

Как это по-особенному звучит на фоне Донбасса, поднявшегося за право говорить на русской речи и думать на русском по-русски!

Символика пронизывала весь концерт. Юная актриса Виталия Корниенко, из уст которой прозвучали стихи Ольги Берггольц, напоминала о детях Донбасса, защищаемых нашими воинами. И недаром прочитанный ею фрагмент начинался со строк

Быть может, близко сроки эти:
не рёв сирен, не посвист бомб,
а тишину услышат дети
в бомбоубежище глухом.
И ночью, тихо, вереницей
из-под развалин выходя,
они сперва подставят лица
под струи щедрого дождя.
И, точно в первый день творенья,
горячим будет дождь ночной,
и восклубятся испаренья
над взрытою корой земной.

А знаменитая музыкальная «тема фашистского нашествия» не могла не напомнить о немецких, американских и вообще натовских боеголовках, которыми бьют не только по Донецку – они летят уже в сторону Крыма, Курска, Белгорода.

И вот мощно прорезавшаяся уже не чья-то личная, а общенациональная связь времён заставляет поверить: несмотря на всю порочность нашей политической системы и сонмище предателей, готовых отдать что угодно, лишь бы снова прожигать жизнь в странах, чьи боеголовки летят на нас, мы всё-таки выстоим. Так же, как некогда Ленинград. Так же, как вся страна.

Вам будет интересно