Жильцам и соседям многоэтажного жилого комплекса в Мурино (Всеволожский район Ленинградской области) пришлось огромными усилиями на руках перетащить машину, мешавшую проезду пожарной техники. Очевидцы засняли языки пламени из окна высотки, застрявшую в узком проезде пожарную машину и мужчин, стараниями которых удалось расчистить путь для спасателей. Эксперты, к счастью, прогнозируют в недалёком будущем уход Ленобласти от застройки человейниками-гигантами с сомнительной планировкой территорий в сторону среднеэтажного строительства.
Инцидент произошел на выходных во дворе жилого комплекса «Новое Мурино» на улице Новая. Речь идёт о комплексе, расположенном на той самой улице, которую муринцы хотели подарить Петербургу из-за массы связанных с ней проблем. В субботу вечером в Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ленинградской области поступило сообщение о пожаре, спасатели выехали немедленно. Но к подъезду дома, где на 21 этаже полыхала однокомнатная квартира, чадя ядовитым дымом ещё на несколько этажей, пожарной машине проехать оперативно не удалось. Узкий проезд оказался заставлен личным транспортом жильцов, один из автомобилей неудачно припарковался на повороте, не оставив места для проезда крупногабаритной техники.
В этот раз толпа наблюдателей не растерялась: мужчины скооперировались, и враскачку коллективно сумели перетащить мешавшую машину. Тем временем кто-то из соседей пытался залить пожар из ведра, а как выяснилось позже, один из проживающих в том же подъезде спасателей искал варианты справиться с ситуацией. В ГУ МЧС России по Ленинградской области подробно описали момент, справедливо отметив своего коллегу Дмитрия Подгорного:
«Услышав звук тревоги, Дмитрий стал выяснять от чего сработала пожарная сигнализация. Совершая поэтажный обход, обнаружил, что на 21 этаже сильное задымление, в котором невозможно находится без средств индивидуальной защиты органов дыхания. Тогда, поднявшись на этаж выше, он организовал разматывание рукава пожарного крана и стал тушить из окна горящую квартиру. К этому моменту подъехала дежурная смена службы пожаротушения ГУ МЧС России по Ленинградской области, которая сразу же организовала эвакуацию жильцов из подъезда и в специальном снаряжении и оборудовании смогла войти в непригодную для дыхания среду».
Спустя 45 минут с момента звонка в МЧС пожар в высотке был потушен. Благодаря коллективным стараниям пожарных, спасателей и муринцев, и определённой доле удачи, огонь не распространился дальше одной квартиры и, главное, обошлось без жертв. Но в целом ситуация проблемная с разных точек зрения: во-первых, пожарной машине не проехать по узким проездам огромных жилых комплексов в разросшихся каменных джунглях Ленинградской области. Во-вторых, у жильцов квартир, расположенных на такой высоте, мало шансов на спасение в случае пожара не только из-за пламени, но и из-за дыма — а вариантов эвакуироваться с такой высоты мало: на растянутое полотно не прыгнешь, по канату не спустишься, пожилого родственника по пожарной лестнице — даже если технике удалось подобраться к дому вплотную — спустить проблематично.
В который раз встаёт вопрос, зачем плодить по региону огромные высокие «человейники», когда просторов Ленобласти хватило бы для строительства невысоких домов?
В который раз встаёт вопрос, зачем плодить по региону огромные высокие «человейники», когда просторов Ленобласти хватило бы для строительства невысоких домов? Близость Петербурга, близость работы — это понятные аргументы, но ведь такое положение дел далеко уводит от комфортного уровня жизни, к которому стремятся и которого заслуживают люди. Эксперты утверждают, что расширение кольца каменных джунглей вокруг мегаполисов — не единственно возможный путь развития. Потенциал агломерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области позволяет жить в более приемлемых условиях. В этом, в частности, убеждён руководитель Комитета по производительности труда и поддержке занятости Ленинградской Торгово-промышленной палаты Валерий Шинкаренко.
«У нас есть все условия для создания на нашей территории одного миллиона новых рабочих мест. Сейчас 450 тысяч жителей области работают в Петербурге. Это половина трудоспособного населения. Если рабочие места будут рядом с домом, массовая маятниковая миграция прекратится. Люди не будут покидать родные дома в поиске лучшей жизни в мегаполисе. Более того, многие петербуржцы, до полумиллиона человек, предпочтут жить в малоэтажном жилье на природе, а не в бетонных джунглях.
Люди предпочтут жить в малоэтажном жилье на природе, а не в бетонных джунглях.
Речь идёт о модернизации загородного пространства. О новом подходе к жизни в гармонии с природой, когда в каждый сельский населённый пункт проведён газ, водопровод, быстрый интернет, и есть связь с Петербургом удобной транспортной сетью. Создание полноценной социальной и транспортной инфраструктуры может превратить регион во флагман нового жизненного уклада», — рассказал Валерий Шинкаренко в интервью «Комсомольской правде».
Сейчас же люди, тяготея к большому городу, где легче найти рабочие места с адекватной зарплатой, соглашаются на жизнь в скученных многоэтажках с вечной теснотой и минимумом зелени вокруг.
Ленинградская область будет идти по пути уменьшения этажности, постепенно оказываясь от возведения тесно расположенных «человейников». Такое мнение в общении с «Родиной на Неве» высказал архитектор, член комитета по урбанистике, градостроительству и архитектуре РГУД, член правления Санкт-Петербургского Союза архитекторов Олег Манов. Негативные последствия массовой высотной застройки по периметру Петербурга стали очевидны, и строительные тенденции в регионе постепенно меняются.
Ленинградская область будет идти по пути уменьшения этажности, постепенно оказываясь от возведения тесно расположенных «человейников».
Что касается идеи «одноэтажной Ленобласти» по аналогии с «одноэтажной Америкой», то реалистичнее выглядит перспектива пяти-шестиэтажного строительства, говорит Олег Манов: «Нужно найти золотую середину между намерением застройщика строить как можно больше и как можно выше на одном гектаре и желанием людей жить как можно дальше друг от друга. Пяти-шестиэтажная застройка может решить и проблему расселения, отдаления людей друг от друга, и баланса застройки социальной инфраструктуры: школ, садиков не придётся строить так много, как если бы мы создавали одноэтажную агломерацию». При этом работать надо и над планировкой, дополнил собеседник издания. В частности, с учётом, что люди будут преимущественно пользоваться личными машинами, дороги и проезды надо проектировать так, чтобы с двух сторон были места для парковки, а ширина любого проезда позволяла проехать спецтранспорту. Следует увеличить расстояние от парковок до жилья и продумать многие другие нюансы.
Нужно найти золотую середину между намерением застройщика строить как можно больше и как можно выше на одном гектаре и желанием людей жить как можно дальше друг от друга.
Что касается возможного решения уже существующих транспортных проблем в новых районах, то нужно создавать условия для того, чтобы люди пересаживались с частного на общественный транспорт. Он при этом должен быть гораздо комфортнее для перемещения, чем машина. «Маршрутки — это не развитие общественного транспорта. Это вынужденная мера, а область должна придумать некую сеть общественного транспорта для этих районов. Она должна быть специально изобретена под нынешнюю ситуацию», — акцентировал внимание эксперт. Также, по его убеждению, надо организовать сеть велодорожек и проложить удобные пути для пешеходов.
В Ленобласти на ряде территорий уже идёт строительство среднеэтажного жилья, эта тенденция только усилится, и жизнь в регионе в перспективе будет комфортнее. Однако мгновенного эффекта ожидать не стоит. «Получив отрицательный эффект после строительства Мурино, Парнаса и Кудрово, мы, постепенно меняя градостроительные нормативы, увидим результаты через несколько лет. Первые проекты, реализованные по обновлённым нормативам, мы увидим через 5-7 лет, а реальную картину — через 10», — подытожил архитектор.
Юлия Медведева