Тени Рихарда Штрауса в Мариинском театре  

banner-shtraus

В творчестве какого композитора есть две оперы, в названиях которых присутствует слово «тень»? Правильный ответ – в творчестве немецкого композитора Рихарда Штрауса. Он написал «Женщину без тени» и «Тень осла» (его последняя опера). В репертуаре Мариинского театра есть «Женщина без тени». Может быть, со временем появится и «Тень осла». Ведь наш ведущий театр известен тем, что создаёт целые оперные коллекции. В его репертуаре есть почти все оперы Джузеппе Верди, все оперы Рихарда Вагнера, Родиона Щедрина. Почему бы не появиться и коллекции Рихарда Штрауса?

Рихард Штраус — представитель немецкого экспрессионизма в музыке

Пока в афише Мариинского театра опер несколько Рихарда Штрауса: «Саломея», «Электра», «Ариадна на Наксосе» и «Женщина без тени». Немало. И наверняка будет больше, учитывая, что руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев любит работать со сложным, порой экспериментальным, музыкальным материалом, а Рихард Штраус – экспериментатор, чьи инновации публика приветствовала далеко не всегда.

Так, его первые оперы, «Гунтрам» и «Погасшие огни», провалились, а премьера оперы «Саломея», поставленной по пьесе Оскара Уайльда, в Метрополитен-опере в Нью-Йорке обернулась скандалом: протесты публики были столь громкими, что спектакль сняли после первого же представления. США были тогда, в общем и целом, пуританской страной. И души тамошней публики возмутил выбор темы. Святотатство! Но, конечно же, пострадали и её уши, ибо Штраус использовал диссонансы, что было редкостью в опере того времени. Правда, в европейских театра «Саломея» шла на ура, благодаря чему Рихард Штраус заметно поправил своё материальное положение и построил себе в Гармиш-Партенкирхене (где он и умер в 1947-м в 85 лет).

После «Саломеи» Штраус сочинил «Электру», где ещё интенсивней использовал диссонансы. А как иначе, если эта опера написана по трагедии австрийского поэта и драматурга Гуго фон Гофмансталя, находившегося под влиянием модных в те годы философии дионисийства Фридриха Ницше и психоанализа Зигмунда Фрейда? Мифические герои предстают перед нами средоточием патологических инстинктов и символами разрушения. В образе самой Электры сконцентрирована атмосфера всеобщей ненависти и воинствующего иррационализма. Драма жизни Электры – это исступлённая жажда мщения.

Традиционные вокальные ансамбли, сольные номера, хоры в «Электре» вы не услышите

Опера «Электра» – образчик немецкого экспрессионизма в музыке. Штраус пробуждает нас дерзким нарушением тонально-гармонической системы, необычайным обновлением вокального стиля (в опере преобладает возбуждённая, порывистая декламация), сверхмощным оркестром, изощрённой инструментальной полифонией. Традиционные вокальные ансамбли, сольные номера, хоры в «Электре» вы не услышите. Это новая, авангардная, опера.

Затем Рихард Штраус, продолжая сотрудничество с Гуго фон Гофмансталем и не снижая градуса музыкального поиска, решил, видимо, в сюжетной части несколько снизить накал страстей. Последовали его оперы «Кавалер розы», «Ариадна на Наксосе», «Женщина без тени». Однако достаточно посмотреть на годы, когда Штраус писал «Женщину без тени», чтобы понять, что это совсем не водевиль – 1914-1917 годы, когда в Европе разворачивалась колоссальная бойня, известная под названием Первая мировая война.

Гофмансталь доказывал, что «Женщина без тени» так же относится к «Волшебной флейте» Моцарта, как «Кавалер роз» к «Свадьбе Фигаро». «Из позднего шедевра Моцарта в “Женщину без тени” проникла идея сопоставления двух миров – человеческого и потустороннего – и идея преодоления препятствий, пройдя которые герои приобретают новое понимание жизни. Пожалуй, на этом сходство исчерпывается», – считает музыковед Екатерина Юсупова.

«Женщина без тени» – опера-аллегория

В годы войны вовсе не обязательно появляются трагические произведения искусства. «Женщина без тени» – опера-аллегория. Штраус называл это своё произведение «детищем скорби», напоминает Екатерина Юсупова. Правда, сразу подчёркивает она, «скорбь эта была вызвана не только тревогами военного времени, но и трудностями в преодолении материала». Музыка «Женщины без тени» лишена внутреннего единства: суховатый речитатив соседствует с широко развитыми ариозными построениями, феерия уживается с тонкой лирикой, монументальные формы – с камерными. «Это одна из сложнейших партитур в истории музыки: Штраус задействовал гигантский, более 100 человек, оркестр и предъявил чрезвычайно высокие требования к солистам. Редкий театр может похвастаться наличием этой оперы в своём репертуаре, – в России лишь Мариинский осуществил собственную постановку “Женщины без тени”», – отмечает Екатерина Юсупова.

«Даже если слушатель не разбирается в системе лейтмотивов произведения, это не помешает ему получать эстетическое удовольствие от музыки», – уверяют знатоки. Однако, идя на «Женщину без тени», надо быть готовым к тому, что в немецкий экспрессионизм, придётся погрузиться с головой – опера длится четыре с половиной часа.

В Мариинском театре «Электру» и «Женщину без тени» постановила британская бригада во главе с режиссёром Джонатаном Кентом (премьера «Электры» прошла в мае 2007 года, а премьера «Женщины без тени» – в ноябре 2009 года). Эти постановки есть в апрельской афише Мариинского театра. «Женщина без тени» будет представлена 11 апреля, а «Электра» 15 апреля. Спектакли пройдут на новой сцене. Начало в 19 часов.

Подготовил Дмитрий Жвания

Вам будет интересно