Такие «Мастер и Маргарита» не жили в Москве былой

Master_Margarita_1
Фильм «Мастер и Маргарита», снятый режиссёром Михаилом Локшиным, вызывал скандал из-за позиции режиссёра в отношении СВО

Фильм «Мастер и Маргарита», снятый режиссёром Михаилом Локшиным, вызвал скандал из-за позиции режиссёра в отношении СВО. Сын американских коммунистов Арнольда и Лорен Локшиных, эмигрировавших в СССР в 1986 году, Михаил Локшин признался, что надеется на то, что «все те, кто ответственен за вторжение в Украину», окажутся на скамье подсудимых «нового Нюрнберга», а Россия будет принуждена выплачивать репарации. По его мнению, «это повлечёт за собой поражение имперских и националистических идей и, возможно, осознание населением тех ужасов, которые они поддержали». Кроме того, Локшин признался, что переводит деньги украинским организациям.

Добавим, что и исполнители главных ролей, мастера и Маргариты, Евгений Цыганов и Юлия Снигирь осудили СВО. Цыганов сделал это открыто, записав видеообращение, а Снигирь, нынешняя жена Цыганова, давала понять, что она против СВО, делая записи в социальных сетях в стиле «нельзя убивать людей», «ах, как же так в XXI веке»… До СВО она солидаризовалась с мнением политика Леонида Гозмана (признан иностранным агентом и привлечён за распространение лжи о российской армии), согласно которому между советским СМЕРШем и гитлеровскими СС разница только в форме – у СС красивей. А потом Снигирь назвала «мразотой» тех, кто был против освобождения из российской тюрьмы украинского кинорежиссёра Олега Сенцова (снял пока всего один фильм – «Геймер»), обвиняемого в подготовке террористических актов в российском Крыму.

Телеведущий и журналист Владимир Соловьёв, заявив, что фильм «Мастер и Маргарита» снят в «остропамфлетной, антисоветской, антисовременнороссийской теме», а режиссёр «притом ещё донатит ВСУ», предложил разобраться, как после всего этого лента получила прокатное удостоверение.

По мнению кинорежиссёра и телеведущего Тиграна Кеосаяна, если подтвердится информация о том, что Локшин «донатил на ВСУ и выступает с антироссийских позиций», то нужно «серьёзно садиться и что-то решать со всей этой ситуацией ― начиная с продюсеров и заканчивая правоохранительными органами».

Но дело не только в позиции режиссёра и исполнителей главных ролей. Внимательные зрители разглядели в новой экранизации «Мастера и Маргариты» высмеивание нынешней России, завёрнутое в оболочку сатиры над действительностью сталинского СССР.

По мнению историка и публициста Егора Холмогорова, картина Локшина – «гимн Дашке Треповой, приправленный интеллигентским сатанизмом». «Фильм “Мастер и Маргарита” плох не тем, что его режиссёр враг России и русских, русского национализма и империи донатящий ВСУ, – возмущается историк и публицист. – Фильм “Мастер и Маргарита” плох тем, что “библия интеллигенции” используется там для обоснования терроризма против всех, кто не нравится этой либеральной интеллигенции (заукраинцам и русофобам)… Абсолютно не важно, что этот конкретный фильмец снят до СВО (до СВО уже в Одессе людей сжигали и на Донбассе был терроризм и в Крыму, над которым Локшин прямо глумится). Он часть той среды, которая плодит убийц. И после него непременно кого-нибудь убьют. А к мразям, которые ради отбива бабок вливают это пойло зрителям в кинотеатрах, у меня только один вопрос: какой отбив бабок помешал вам вырезать из фильма похабные стишки лже-Бездомного про Крым?» (Холмогоров имеет в виду экспромт Бездомного на заседании МАССОЛИТа: «Зачем нам рай? Мы поедем в крымский край!» – этого в книге Михаила Булгакова нет).

Холмогоров считает, что Локшин создал «мерзкий бандеровский мэш-ап (mash-up – произведение, в котором перемешены жанры – прим. ред.), где перекроен сюжет Булгакова и в него напихана масса отсебятины для того, чтобы обосновать главную идею: необходимость террора “порядочных людей” (то есть заукраинцев) против “кремлевских пропагандистов” (то есть против Дугиной, Татарского, Прилепина, Маргариты ну и в.[ашего] п.[окорного] с.[луги] заодно)». «Сцены булгаковского романа переставлены и акцентированы так, чтобы создать полноценную пропаганду насилия против всех, кто не нравится иноагентам», – доказывает публицист.

«Локшин написал сценарий и провёл съёмки до начала СВО. Но остаётся только поражаться, как озвученные им фантазии ненавидящей власть и её “пропагандистов” либеральной и оппозиционной интеллигенции совпали с реальной практикой украинских террористов – с убийством Дарьи Дугиной и Максима Фомина, с покушением на Захара Прилепина, с подготовкой покушения на Маргариту Симоньян и Владимира Соловьёва, с поджогами квартир журналистов и угрозами их семьям, со взрывами, пожарами, диверсиями, идеологически обоснованными тем, что “рашизм” – зло, против которого нужны “методы” локшинской лже-Маргариты», – делится впечатлениями Егор Холмогоров.

В чём конкретно он разглядел пропаганду терроризма в новой версии «Мастера и Маргариты»?

«Некоторые сцены фильма в свете позднейших событий приобретают совсем уж зловещее звучание – например, сцена у Кремля в которой Азазелло, которому зачем-то придан облик “щирого казака”, чуб и едва ли не шаровары, пододвигает к Маргарите коробочку со словами: “Вот, возьмите, вам это пригодится”. Одна девочка взяла такую коробочку и уехала шить варежки на 27 лет», – растолковывает патриотический публицист.

«Самая нелепая категория апологетов террористического фильма “Мастер и Маргарита” – это глуповатые антисталинисты, уверенные, что это всё обличение Сталина, НКВД и большевизма, не имеющее никакого отношения к сегодняшнему дню, – полемизирует Холмогоров. – Разумеется, либералы-заукраинцы будут бичевать кого угодно – Брежнева, Сталина, Ленина, императоров, царей, римлян, греков, динозавров, но всегда иметь в виду борьбу с рашизмом, то есть с нами с вами. Вся эта публика воюет с СССР не как с антироссией, а как с остаточным явлением России. И “против Сталина” для них – это против России. Только тот антисталинизм хорош, который в защиту России и русских, а тот антисталинизм, который против России – мерзок и подл, как и любая другая русофобия».

«Антисоветизм, как и приличествует ему согласно булгаковскому замыслу, не только присутствует, но и весьма ненавязчиво и плавно переходит в “антикремлизм”. Шутка про “рай-крымский край”, упоминание “всех республик мира в составе России в 2022 году” и финальный взрыв Москвы – своего рода фига в кармане, которую Локшин показывает всем лоялистам. “Как мелко нагадить вам за ваши деньги” – вот кратко суть увиденного» – это уже мнение политолога и бывшего политзаключённого («болотное дело») Ярослава Белоусова.

К дискуссии подключился и публицист Эдвард Чесноков. «Да, красиво, смотрибельно, особой русофобии я не заметил; по фильму, средоточие зла – Библиотека имени Ленина, каковую (в конце взрывают), и отчасти Дворец Советов – тоже с головой Ленина на верхушке, который тоже взрывают. Но… Это не Булгаков – это фильм, снятый приглашённой из Голливуда командой создателей “Гарри Поттера”, даже не прочитавших оригинал романа, – написал он в своём ТГ-канале. – Конечно, не всё плохо. Авторы (тут заслуга не столько режиссёра, сколько актёра Аугуста Диля, игравшего в тарантиновских “Бесславных ублюдках”) смогли сделать Воланда и К° не “злом, которое совершает благо” – а просто злом, лишённым – несмотря на весь свой эстетизм – какой-либо привлекательности».

Тем временем Егор Холмогоров, обвинённый рядом его читателей в паранойе, посмотрел фильм Локшина второй раз и «заметил немало ещё мелких подлостей»: «Например, рядом с Распутиным стоит женщина в чёрном платье голова которой убрана характерной тиарой-кокошником, которую носила Александра Фёдоровна (последняя русская императрица, жена Николая II), то есть святую мученицу подонок Локшин поместил в ад и отправил на бал сатаны».

«Я ещё раз посмотрел всё и все намеки на современность развешаны толстыми гроздьями и не видеть их может только тот, кого окончательно ослепили СС (Сиськи Снигирь)», – вынес вердикт русский публицист.

Конечно, после премьеры вышли и более спокойные, менее политизированные рецензии. Так, кинокритик издания «Коммерсант» Юлия Шагельман раскритиковала фильм за то, что в нём «вся евангельская линия сведена к двум-трём декоративным эпизодам, включённым будто бы для галочки», отчего «картина лишается и философско-экзистенциальных смыслов первоисточника, превращаясь в хронику совершенно материального и очень узнаваемого мира, где люди любят деньги, доносят друг на друга, колеблются в соответствии с указаниями вышестоящих инстанций, ходят на почти обнажённые вечеринки и на всякий случай извиняются до и после». «Снято это всё, спору нет, красочно, нарядно и с размахом. Как говорят в самом фильме, проделана большая работа», – заключает критик.

Тем временем, фильм «Мастер и Маргарита» уже заработал в прокате один миллиард рублей и, по прогнозам, заработает ещё. «После премьеры фильм, как любое яркое явление, подвергся критике общественности, считающей себя патриотической, но в этот раз отмены не получилось – картина стала лидером проката по итогам первого уикенда», – радуется светский репортёр газеты «Коммерсант» Евгения Милова.

Успех «Мастера и Маргариты» был в принципе предсказуем, ведь, как верно заметил Егор Холмогоров, «у нас в обществе и так переизбыток “ведьм”, которые равняются на Маргариту, персонажей “Гарри Поттера” и всевозможных ужастиков». «Как это соотносится с патриотизмом, с традиционными ценностями, отстаиваемыми государством? Как вообще такой фильм мог появиться в кинотеатрах?» – задаётся вопросами публицист и сам же отвечает на них: «Секрет довольно банален. Ожесточённо и фанатично спасали государственные деньги».

В общем фильм Михаила Локшина, в больше степени – его контекст, обострил ряд вопросов, на которые должны наконец ответить те, кто отвечают за нашу культурную повестку.

Чужие рецензии читал и цитировал Дмитрий Ульяницкий

Вам будет интересно