Сюрреалистическая жуть феминистской «Лолиты»

Lolita

В репертуаре Мариинского театра есть опера современного российского композитора Родиона Щедрина «Лолита», поставленная Славой Даубнеровой. Феминитивы у нас сейчас не в чести. Но для Даубнеровой как нельзя лучше подходит обозначение «режиссёрка». Ибо её спектакли – это феминистские высказывания. И её «Лолита», идущая в Мариинском театре, – не исключение. Удостовериться в этом можно 19 марта.

Убедил Родиона Щедрина написать оперу по роману Владимира Набокова Ростислав Ростропович в начале 90-х. Впервые произведение прозвучало в Стокгольме на шведском языке в 1994-м, а на оригинальном языке либретто, то есть на русском, в Перми в 2003-м. в Мариинском театре идёт спектакль Славы Даубнеровой, перенесённый из Пражской оперы. «Версия режиссёра Славы Даубнеровой и художника Бориса Кудлички так понравилась Щедрину, что он пригласил в Прагу на спектакль Валерия Гергиева и, видимо, убедил, что хорошая вещь, надо брать. Спустя четыре месяца [13 февраля 2013 года] постановку воспроизвели в Петербурге, позаимствовав из Праги заодно и квартет главных героев», – рассказывает обозреватель газеты «Коммерсант» Кира Немировская.

По мнению Родиона Щедрина, роман Набокова – «прекрасный триллер», который так и просился, чтобы его превратили в оперу, а «Лолита как персонаж – это не столько человек, сколько архетип, символ красоты, но красоты мимолетной». Сюжет «Лолиты» известен: мужчина средних лет одержим девочкой-подростком. Поэтому не стоит удивляться маркировке спектакля «18+». В опере задействованы мужской и детский хоры. Но чтобы соответствовать маркировке вместо мальчиков поют совершеннолетние женщины.

«Музыкальный текст оперы требует напряжения и преодоления, зато театральная сторона нового спектакля по-настоящему захватывает, – выносит вердикт Кира Немировская. – Бесконечные повороты сценического круга, на котором в первом действии выстроен дом Шарлотты Гейз, а во втором – мотель с трейлерами, передаёт тошнотворную маету скитаний Гумберта и Лолиты. Декорация-инсталляция, где всё – от бензоколонки и автомобиля до плиты и одеяла – настоящее, служит сценой, на которой история погубленной девочки разыгрывается с будничной достоверностью, перерастающей в сюрреалистическую жуть».

Слава Даубнерова в университете Братиславы защитила диссертацию на тему «Перформанс и перформативные тенденции в современном театре». И судя по фотографиям сцен её спектаклей, она эти тенденции весьма активно развивает. Даубнерова, как отмечают критики Ева Киселова (Чехия) Михаэла Мойжишова (Словакия), «освобождает себя от академической рутины и экспериментирует с новыми возможностями и театральными подходами».

В «Лолите» Даумберова, по оценке Киселовой и Мойжишовой, «добавила чисто женскую точку зрения к маскулинным прочтениям противоречивой истории отношений между мужчиной средних лет и девочкой-подростком». Словацкий режиссёр (ка) не согласна с тем, что Лолита – «демон в облике маленькой девочки». Поведения Лолиты провокационно? Да! Но это никак не служит оправданием похоти Гумберта, которого Даумберова, по наблюдениям чешской и словацкой критикесс, изобразила «беспечным эгоистом и неприметным извращенцем». Авторы рецензии полагают, что интерпретацию Даумберовой сюжета «Лолиты» «можно рассматривать как красноречивое художественное дополнение к нынешнему социально-политическому дискурсу о сексуальном насилии».

Спектакль идёт на новой сцене Мариинского театра. Начало в 19 часов.

Подготовил Дмитрий Жвания

Вам будет интересно