«Свадьба Фигаро» в эпоху модерна

Figaro_2

Афиша Петербурга — выбор редакции

Неугомонный и вездесущий Фигаро впервые предстал перед публикой в пьесе Пьера Бомарше, вызвав при этом немалый скандал: мысль о несправедливости сословных границ, о том, что, по слову Николая Михайловича Карамзина, «и крестьянки любить умеют», человеку XVIII века казалась дерзкой и вольнодумной. Лоренцо да Понте превратил язвительную французскую комедию в буффонное итальянское либретто, а тридцатилетний Вольфганг Амадей Моцарт написал бессмертную музыку, которая сегодня звучит на оперных сценах всего мира.

«Свадьба Фигаро» – это комедийный спектакль, весёлое праздничное представление с переодеваниями и разрастающейся до хаоса путаницей; порой только желание не упустить ни одной моцартовской ноты удерживает зал от взрывов хохота. Но гений композитора придаёт происходящему в севильском замке безумству потаённую глубину.

В первой сцене Фигаро линейкой измеряет габариты комнаты; ко всему, что зритель увидит далее, Моцарт применяет другую, невидимую шкалу. По ней оценивается высокое и низкое, и её градации тонки и противоречивы. Результаты получаются неоднозначные: если приложить эту «линейку» к социальной иерархической лестнице, то граф окажется наверху, Фигаро – внизу; если же попробовать измерить душевные качества героев – скорее наоборот. Так же ставится вопрос о чести и честности: один готов убить за свою честь, но сам бесчестен, другой громоздит обман на обмане, но чести не теряет.

При всём своём родстве с масками комедии дель арте персонажи «Свадьбы Фигаро» – живые люди, и их «показатели» на шкале высоты и низости, благородства и плебейства способны кардинально меняться, так что даже завистливая интриганка может преобразиться в заботливую мать, а распутный ловелас – в любящего мужа. Живыми – настоящими, чувствующими – героев делает моцартовская музыка.

В Мариинском театре «Свадьбу Фигаро» исполняют в двух сценических версиях. Если на старой сцене действие спектакля разворачивается в XVIII веке (постановка Юрия Александрова), то в Концертном зале с 2009 года идёт постановка Александра Петрова, который перенёс действие оперы в начало ХХ века, в эпоху модерна. Оказавшись хронологически ближе к нам, действие приобрело новые смысловые оттенки. Когда проштрафившийся отрок Керубино вместе с направлением в полк получает противогаз, это выглядит не только смешно, но и тревожно, а когда грозный ревнивец Альмавива тянет за собой деревянную собачку на колесиках, возникает резонный вопрос, кто в этом замке капризный ребёнок. Манерами сословия уже мало отличаются друг от друга, сословный мир вот-вот уйдёт в прошлое, но расслоение общества на людей «особых» и «простых», на людей с привилегиями и без никуда не денется, равно как и стремление людей любить, быть любимыми и бороться за своё счастье.

Круговое пространство Концертного зала ставит перед постановщиками особые задачи. В «Свадьбе Фигаро» они решены с изящным остроумием: зритель как будто рассматривает трёхмерную модель дома, заглядывая в него с разных сторон. Спектакль идёт на русском языке, что делает его доступным и ещё более увлекательным.

Роскошная оперная постановка «Свадьба Фигаро» приглашает всех принять участие в захватывающем путешествии в мир музыки, красивого пения и ошеломляющих декораций. Будьте готовы к невероятному спектаклю, где вас ждут исполнения известных арий и музыкальных произведений, красивые декорации и яркие костюмы, а также высокопрофессиональное исполнение.

Получить заряд музыкальной энергии «Свадьбы Фигаро», перенесённой в эпоху модерна, можно придя в Концертный зал Мариинского театра (ул. Писарева, д. 20 – вход с ул. Декабристов, д. 37) 22 мая и 24 июня. Начало спектакля в 19 часов.

Вам будет интересно